Примерное время чтения: 5 минут
72

Деревянная вечность

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ в Омске 01/07/2009

Если видишь, что интересная коряга лежит, значит, надо брать. Это потом уже будешь решать, во что её превратить - в вазу или в мебель.

Юрий Кудашкин примерно шесть месяцев в году - инструктор по альпинизму и примерно столько же - художник, умеющий мёртвому дереву дарить вторую, "вечную" жизнь. Альпинизму он отдал 40 лет жизни. К творчеству пришёл позже. Но кто знает, возможно, без первого не было бы и второго.

Где тут метро строят?

В этом направлении декоративно-прикладного искусства конкуренция - явление столь же "эксклюзивное", как и само направление. Работа слишком сложная. Да и пыльная - в буквальном смысле. Стружка, опилки, сучки. Исходный материал опять-таки отдельное помещение требует... Словом, для превращения сухой коряги в произведение искусства нужна, во-первых, отдельная мастерская; во-вторых, терпеливая семья, которая разделит с мастером все муки творчества; и, в-третьих, хорошая физическая форма, без которой ни интересную корягу не добыть, ни экспонат из неё не сделать.

Мастерская у Кудашкина есть. Когда в 1990-х годах он работал на комбинате стройматериалов, зарплату продукцией давали. Начал Кудашкин гараж строить, а в итоге мастерская получилась. Теперь основная творческая деятельность кипит там. Семья - терпеливая. Если бы не супруга, может, в Омске вообще бы не было сегодня такого мастера. Это она его из родной Киргизии в сибирские просторы переманила. Молодой он был, зелёный. И влюблённый, естественно.

- Работал я себе инструктором, познакомился с девочкой. Она мне напела про прекрасный город. А тут ещё и письмо пришло от председателя омского горисполкома: приезжайте в Омск метро строить - я ведь инженер по профессии, - говорит Юрий Кудашкин. - Приехал. Потом только узнал, что метро сняли с финансирования. А с девочкой той мы поженились. До сих пор вместе "поём".

Что же касается физической формы... Достаточно посмотреть на работы, которые делает Юрий Кудашкин, на его расписание в школе альпинизма и на список личных экспедиций, из которых он редко когда с пустыми руками возвращается.

Дырявое "общежитие"

В Киргизии на высоте около трёх метров растёт арча, горный можжевельник. Есть там местечко одно - с целыми залежами коряг - всех форм и размеров. Впечатляющее зрелище.

Приезжаешь, ставишь палатку. Поднимаешься в гору, выбираешь "любимую коряжку" и начинаешь её пилить. А пилится она, надо сказать, противно. Вылезаешь потом весь в пыли и вниз свою добычу тащишь. Под мышкой, на спине, на руках или просто катишь, как колобок. Потом снова наверх, за новой коряжкой. Чтобы много коряг набрать, нужно дней 10-15 туда-сюда ходить.

Привёз, вспоминает мастер, домой как-то одну корягу. И так её вертел, и сяк - ну ничего с ней сделать нельзя! Потом прикрыл сверху стеклянной столешницей, и получился великолепный арчовый стол. Практически писк моды.

А на Алтае кедровая роща есть, растёт там ещё с доледникового периода. Настоящий музей самых причудливых кедровых наростов. Природа сама всё сделала. Художнику осталось только увидеть в сухом, но пластичном дереве "сюжет" для будущего произведения искусства и немного его "подчистить".

- Смотришь - вон кусок дерева лежит, весь изъеденный жуками, в дырках. Какое название дать? Что первое в голову приходит? Да это же настоящее советское общежитие! - улыбается Кудашкин.

У мёртвого дерева тёмно-коричневый цвет, у живого - белый. Комбинация этих оттенков даёт интересные цветовые контрасты и переходы. Между жизнью и смертью, оказывается, целое искусство. Вот вам и философия природы.

Леший устоял

Из вяза получилась кроватка для малыша, из тополя - вазочки и подсвечники. Несколько лет назад Кудашкин целые городки для детских площадок строил. Собрались с друзьями денег подзаработать, организовали "бригаду шабашников" - и в ЖЭК. Мол, сделаем из дерева городок. Вот эскизы, вот фигуры. Желаете? Построим!

Народ у нас, правда, искусство ценит мало. А бесплатное и того меньше. Поэтому у большинства деревянных фигур на этих площадках, к сожалению, печальная судьба. Сегодня в городе только одна такая площадка сохранилась, где можно увидеть скульптуры Кудашкина. Леший с Бабой Ягой самыми стойкими оказались...

Чтобы туман потоптать

Идёшь в гору через туман. Поднимаешься на гребень и видишь, что весь туман остался под твоими ногами. Внизу грязь и слякоть, а у тебя тут, наверху, солнце взошло и отличная погода. Какая красота!..

Для чего люди ходят в горы? Неужели только для того, чтобы, преодолев сложнейший путь, сказать там, на гребне, два слова: "Какая красота!"?

- Нет, чтобы спуститься вниз и почувствовать себя человеком, сказать себе: "Я это сделал", - говорит Юрий Кудашкин. - И внизу, и наверху - всё это - наша жизнь. Только там она течёт гораздо более концентрированно.

Можно ровно прожить весь отведённый тебе век и не получить ни одного сильного эмоционального впечатления. А можно выйти в горы и за сутки стать другим человеком, умеющим преодолевать трудности, идти вперёд и останавливаться, когда ещё есть возможность. Ведь работа над собой, как и работа над деревом, - тоже искусство.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах