Примерное время чтения: 6 минут
57

Курс "витаминов детства"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ в Омске 27/05/2009

ПРО таких детей говорят: "семья попала в трудную жизненную ситуацию". Вместо того чтобы помочь, люди часто проходят мимо, отворачивая голову. Для большинства это те, кто брезгливо вычёркнут из числа "своих". Хотя бывает и так, что эти семьи и сами не желают ничьей помощи.

Братья Женя и Антон Богатырёвы поступили в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тюкалинского района, когда ситуация в их семье превратилась в слишком трудную. Мать-одиночка, злоупотребляющая алкоголем, которой не откуда ждать поддержки и уже ничего не надо в жизни. Двое мальчишек, растущие замкнутыми и агрессивными.

Сотрудники социального центра поместили Женю и Антона в отделение социальной реабилитации детей. Братья хотели домой. Говорили, что мама осталась одна, что они должны ей помогать. К новому дому долго не могли привыкнуть и смириться с самой ситуацией. В первые дни реабилитации у всех "трудных" детей так. Мозг работает на сопротивление. "Не пойду". "Не хочу". "Мне это не надо". Но прошло немного времени, и Женя с Антоном поняли: их забрали не для того, чтобы разрушить семью, а чтобы помочь. И братьям, и их маме. Пройдя курс социальной реабилитации, они вернулись домой, к маме, которая к тому времени с помощью специалистов перестала пить и устроилась на работу. А Женя даже начал писать стихи.

Таких историй в центре "Солнышко" могут рассказать сотни. Правда, далеко не все они, как вот эта, имеют счастливый конец.

Суровый "урок"

ВСЕГО в Омской области 13 социально-реабилитационных центров и семь с круглосуточным пребыванием. Центр "Солнышко" в Тюкалинском районе начал работать в 2003 году как социальный приют для детей. А в 2006 он получил функции социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Сегодня "Солнышко" принимает ребят от трёх до 18 лет со всей области. Центр, работающий в режиме стационара, рассчитан на 25 мест.

Как чистить зубы? Как вести себя за столом? Как есть? Ну что за ерунда, все же дети это знают! Увы, не все. Кто же их научит самым элементарным вещам, когда родители дни напролёт "заняты" совсем другими "делами"?

- "Трудная ситуация" - это часто материальные затруднения. Но ещё чаще - злоупотребление алкоголем, - говорит Людмила Кабанова, заведующая отделением социальной реабилитации центра социальной реабилитации для несовершеннолетних "Солнышко" Тюкалинского района. - Материальные проблемы, такие, как ремонт дома, обеспечение вещами, мы пытаемся решить совместно с управлением минтруда. Служба занятости помогает найти вакансии и трудоустройстоить родителей. Пока ребёнок в центре, он проходит реабилитацию по программе, разработанной специально для него. То же самое - с родителями.

Через полгода - таков примерный срок реабилитации - решается дальнейшая судьба ребёнка. Если взрослые усвоили "урок" и обстановка в семье налаживается, дети возвращаются в семью, но ещё как минимум три месяца находятся на патронаже специалистов центра. Ну а если улучшений нет, то, скорее всего, ребятишек ждёт детский дом. В лучшем случае - приёмная семья или опекуны.

"Сказка-терапия"

- ПОСАДИЛ Дед репку. И выросла репка...

- ...Бальсая-плибальсая!

Группа трёхлетних малышей уселась на маленькие стульчики вокруг маленького столика. Начался урок "Сказка-терапии". Это такое специальное реабилитационное занятие, на котором педагог вместе с детьми рассказывает сказки. Но не простые, а "лечебные". Вот "Репка", например. На первый взгляд сказка как сказка. А если подработать да допридумывать, то получится упражнение на звуки и образы, к тому же с расчётом на "коллективное участие". Дедка за Бабку, Бабка за Внучку - и малыши, следуя условиям, цепляются ручками друг за дружку, образуя одну единую цепочку. Вот вам и навыки дружбы, взаимовыручки, помощи.

- Знакомясь со сказкой, детки изучают окружающий мир, - поясняет Лариса Муштакова, музыкальный руководитель. - Используя "инструменты", которые способны издавать звук - стаканчики из-под йогуртов, ложки, синтезатор, - мы озвучиваем действие и так учимся различать звуки. "Одушевляя" героев с помощью перчаточных кукол, мы учимся различать образы.

Оказывается, "сказка-терапия" - отличный способ для развития детской фантазии. Особенно если раньше ребёнок вообще понятия не имел, что на свете существуют сказки.

Из "трудных" в "примерные"

СВОЕГО самого первого воспитанника в центре будут помнить долго. Белокурая девочка Вика. В её жизни всё сложилось хорошо. Вику взяли в приёмную семью, и новые родители окружили её заботой и любовью.

Даже наблюдая семью после реабилитации, никогда не угадаешь, осознали родители возможную потерю детей, или привычка жить, как жили, отступила на время и скоро снова возьмёт верх. Повторные обращения в центр - не редкость. Даже когда казалось, что в семье всё наладилось.

- Хотя случается и так, что семьи, стоявшие на патронаже, при очередной сложной ситуации сами приходят в центр, - комментирует Людмила Кабанова. - А потом, преодолев тяжёлый период, становятся примером для родного посёлка.

У каждого возраста - своя доминирующая психологическая проблема. У малышей - дефицит полноценного детства, у школьников - пробелы в знаниях и отсутствие мотивации к учёбе. Чтобы предотвратить возможный "побег" с занятий, педагоги лично отводят детей в школу, к концу уроков приходят за ними, проверяют, записали ли они домашнее задание, и отводят обратно в центр. "Не хочу" превратить в "хочу" очень сложно. Но главное - нужно дать понять ребёнку, что он замечателен именно тем, какой он есть. И всегда оставлять за ним его право на жизнь и воспитание в семье.

Кстати

СУЩЕСТВУЕТ ещё один вид социальной реабилитации - семейно-воспитательная группа (СВГ). Семья может взять к себе на время одного или нескольких ребятишек. Члены этой семьи становятся воспитателями, а воспитание - официальной работой, за которую они получают зарплату. К временным родителям есть определенные требования. Это должна быть обязательно полная семья, имеющая достаточную жилплощадь для игр, развития и отдыха ребёнка. Родители должны иметь педагогическое образование. Наличие или отсутствие родных детей критерием не является. Часто СВГ создаётся на базе семьи, в которой родные дети уже выросли, а у родителей осталось достаточно любви и энергии, которую они могут отдать чужим малышам.

Социальный центр, который принимает "воспитателей" на работу, помогает семье, обеспечивая детей питанием, одеждой, канцелярскими принадлежностями. После прохождения курса реабилитации ребёнок возвращается в родную семью, если обстановка в ней стабилизировалась. Нередки случаи, когда семья, создавшая СВГ, берёт детей, не имеющих возможности вернуться домой (к примеру, мать или отец лишены родительских прав), под опеку.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах