aif.ru counter
42

Георгий Цхвирава: "Шедевр нельзя прогнозировать"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ в Омске 25/03/2009

Таково мнение нового главного режиссёра Омского академического театра драмы Георгия Цхвиравы.

После ухода Евгения Марчелли это место оставалось вакантным. Кандидатуру долго выбирали. "Я сразу сказал: на год не поеду. Я человек серьёзный. Я сюда еду жить и везу свою семью. Так что у меня долгосрочный контракт", - заявил творческий лидер драмы. Новый главреж Омского академического рассказал журналистам о планах и задачах.

- Это театр с традициями, он знает вкус высочайших творческих побед, а труппа способна решать большие художественные задачи. Я должен сохранить эти традиции. Собираюсь привлечь лучшую современную режиссуру, которая есть у нас в стране, лучших художников-постановщиков. Один спектакль в году буду ставить на большой сцене, один - на малой, чтобы своим именем не перегружать афишу. Хочу ещё об одном важном моменте сказать. Театр - штука не подлая, но жестокая. Поэтому какие-то вещи будут пресекаться на корню. Есть корабль Омская драма. Святое место. Нас не будет, он останется. Корабль должен плыть. Всё, что ему мешает, я буду уничтожать.

Я уже другой

- Вас чаще называют приверженцем классики, нежели новых веяний. Это так?

- Надо следить за всем. Я - постановщик многих современных авторов. А подход к классике у меня очень простой: фортель должен быть. Мой учитель Леонид Хейфиц говорил: "Вот ты показываешь отрывок из "Дяди Вани", у тебя Астров сидит. У меня тоже сидел. А с тех пор десять лет прошло". Надо что-то придумывать. Ведь театр - это попытка поймать время за хвост. Во многом я уже другой режиссёр, чем был когда-то здесь. Я начинал ещё в советское время мальчиком, который "подносит патроны". Многому научился. Одного мастера спросили: "Вы хотели бы снова стать молодым?". Он ответил: "Нет, ведь тогда снова надо будет мучиться от отсутствия мастерства". Форма, внешнее проявление - не главное. Этому можно научиться. А ты возьми скрипочку, выйди на авансцену и попробуй сыграть так, чтобы двухтысячный зал замер. Композитор что-то чувствовал, когда писал. А потом зашифровал это в нотах. С пьесами то же самое. Задача режиссёра - перенести то, что написано на бумаге, на сцену и что-то главное задеть.

- Экспериментировать будете?

- Раньше я мучился, выбирая, что ставить. Сейчас мне проще. Я понял, что всегда будут отцы и дети, мужья и жёны, всегда будут вечные темы. На камерной сцене можно экспериментировать. Но большой зал должен быть всегда полный. Хочешь поставить суперэкспериментальный спектакль в Омске на одного зрителя? Сделай его в комнате, и будет аншлаг лет двадцать.

А будет ли Марчелли?

- Можно сегодня говорить о конкретных планах театра? Каких режиссёров будете приглашать, что ставить?

- Сейчас продолжаются репетиции "Дядюшкиного сна" по Достоевскому, над спектаклем работает Олег Рыбкин, главреж Красноярского театра драмы. Премьера состоится 24 апреля. На малой сцене Юрий Муравицкий выпустит гоголевских "Игроков", москвич Александр Огарёв будет репетировать пушкинскую "Метель" - её премьера планируется в сентябре. Я полгода ставить ничего не буду и этого не скрываю: у меня есть обязательства перед другими театрами. С октября начну репетировать на большой сцене, иначе будет уже просто непонятно, зачем я тут. Кроме того, театр ведёт переговоры с Григорием Дитятковским, Анатолием Праудиным, Михаилом Бычковым, польским режиссёром Анджеем Бубнем. Это планы не на один сезон. Ещё мне хочется пригласить на постановки людей, которые здесь в разное время были главными режиссёрами. Слава богу, ныне здравствуют. Первое, что я сделал, когда меня назначили, позвонил Марчелли и сказал: "Женя, мне бы очень хотелось, чтобы ты нашёл время и раз в год ставил спектакли в Омске".

Театр - не фабрика

- Планирует ли драма предпринимать шаги к участию в "Золотой Маске" в следующем году?

- Омский театр входит в круг "золотомасочных". Почему мы должны игнорировать этот фестиваль? Будем стараться делать спектакли, а что дальше - решать экспертному совету. Одного известного режиссёра пригласили в Данию, сказали: вот тебе много денег и артисты мирового уровня. За такой-то срок ты должен сделать шедевр, который проедет весь мир. Режиссёр сказал: "Спасибо за предложение", - и вернулся обратно в Москву. Шедевр нельзя прогнозировать. Хотел бы я, давая интервью, забежать на три года вперёд, вернуться и рассказать, что и как будет. Я этого не могу. Могу только честно репетировать спектакль. Кстати, те режиссёры, с которыми мы ведём переговоры, либо выдвигаются на "Золотую Маску" сейчас, либо в своё время уже её получили, либо были участниками.

- Вы говорите, не каждый спектакль - шедевр. А как вы относитесь к неудачам?

- Самое лучшее в жизни - это неудача. Потому что она учит. Один из самых неудачных моих спектаклей поставлен здесь - это "На дне". Во многом спектакль не получился. Но по замаху он мне очень дорог. Вообще так сложилось, что свои лучшие спектакли я поставил не в Омске. Театр - не фабрика по производству шедевров, и это опять к вопросу о "Золотой Маске". Надо просто трудиться и делать свою работу честно.

Мнение

Виктор Лапухин, директор Омского академического театра драмы:

- Причины, по которым мы выбрали на должность главного режиссёра Георгия Цхвираву: во-первых, его знают многие артисты; во-вторых, за последние 20 лет он поставил около 80 спектаклей и очень востребован в ведущих театрах России. Евгению Марчелли мы сказали большое человеческое спасибо. Он вывел театр на новый уровень, с его спектаклями мы проехали всю Европу. Но последние два-три года Марчелли часто был в отъезде - на съёмках кино, в Тильзит-театре в городе Советске, где он оставался руководителем параллельно с работой в омском театре. Мы тогда с ним обсуждали, что надо что-то выбрать. В мае он выбрал Омск, а в июне ушёл. Георгий Зурабович сразу сказал нам, что редко будет выезжать на постановки в другие театры и не собирается снимать кино. Основная его деятельность будет здесь, внутри коллектива, что для нас сейчас очень важно. Надеемся, что Георгий Зурабович к нам надолго и творческая жизнь с его приходом получит новое развитие.

Досье

Георгий Цхвирава - номинант Национальной театральной премии "Золотая Маска", его спектакли не раз принимали участие в престижных российских и международных фестивалях во многих странах мира. С 1985 по 1990 год Цхвирава служил в омской драме очередным режиссёром. За это время он создал спектакли: "Продаётся японское пальто из парашютного шёлка" Маслюкова, "Уходил старик от старухи" Злотникова, "Кольцо и роза" Теккерея, "Самоубийца" Эрдмана, "На дне" Горького. В разные годы возглавлял Свердловский ТЮЗ и Казанский молодёжный театр. В 2004 году он вернулся в Омск уже как известный мастер, выпустил спектакль "Чёртова дюжина", который за последние три года стал самой кассовой постановкой репертуара.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах