aif.ru counter
14.01.2009 00:00
187

"Все художники позёры и балбесы!"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ в Омске 14/01/2009

На комоде - покрывшийся пылью человеческий череп и пустая банка из-под латвийских шпрот конца прошлого века. На стене две циркулярных пилы "Дружба", а в углу - советский приёмник "Эстония".

Венчает всё это великолепие отчасти сюрреалистическая картина "Территория ёжика". И называется всё вместе мастерской художника.

У них всё не как у людей. Даже лампочек на потолке и то четыре штуки - чтобы лучше видеть. Безумцы с горящим взглядом, они же творцы и гении. Они говорят то, что думают, рисуют от чистого сердца и умеют оживлять любую картину. О том, как живут мастера кисти и красок, читателям нашей газеты рассказал Евгений Колоколов - омский художник и скульптор.

Дайте баян!

- Евгений Александрович, как в Омске обстоит дело с живописью? Процветает?

- Скорее находится на стадии медленного отмирания. Впрочем, это беда не только Омска, школа рисования как таковая исчезает во всём мире. Хотя таланты, безусловно, есть, куда без них на русской земле.

- Ну а как же различные школы и институты, где за два года из любого человека обещают сделать второго Рембрандта?

- Ерунда. Нельзя человека научить искусству за два года. Талант либо есть, либо его нет, несмотря на то, что все художники позеры и балбесы. А учить живописи по специальным книжкам... Вот вы знаете, кто эти книжки пишет? Они же рисовать не умеют! Дают классические греческие каноны, но для настоящего художника схема всегда будет в голове, а не в учебнике. Тут всё просто - геометрию надо знать, а не каноны. Потому что основная проблема художников - третье измерение. Без геометрии сложно создать на плоскости пространство. Или, к примеру, иконы. Тут изображение всегда плоское, но нарисовать надо так, чтобы вдохнуть в икону жизнь. Впрочем, это относится к любой картине.

- А вы сколько геометрий знаете?

- Практически все существующие, начиная от Евклида и заканчивая Лобачевским. Я вообще никогда не думал, что стану художником. В детстве обещал бабушке, что буду на самолёте возить уголь. Но в лётное так и не поступил. Сказали, что надо вырезать гланды. Лёг в больницу. Вырезали. А после операции экзамены закончились. Было всё равно, куда поступать. Выбирал между СибАДИ и художественно-графическим факультетом в педагогическом университете. На худграфе остановился совершенно из географических соображений - быстрей было добираться до дома. Так и отучился пять лет.

- Вы что, художником случайно стали?

- Ну почему случайно? Рисовать-то я всегда любил. У меня даже в детстве родители книжку отбирали - "Чудо-дерево", я картинки оттуда постоянно срисовывал. А в первом классе пошёл в первую в Омске художественную школу. В 1959 году она только открылась. Правда, перед этим я хотел стать баянистом, даже в кружок музыкальный записался. Думал, сразу баян дадут, а дали тетрадку с нотами. Хватило меня ровно на две недели. А вот художественную школу я закончил и... пошёл в физико-математический класс. Логарифмы в уме решал, а рисовал всегда для души. Но, наверное, от судьбы не уйдёшь. Кстати, у моей матери девичья фамилия Репина, и тоже из Нижнего Новгорода. (улыбается) А вдруг?

Отпилить Снегурке нос

- А прокормить семью художнику в наше время удаётся?

- Конечно. Особенно если совмещать живопись с чем-нибудь другим. Кем я только ни работал! И предпринимателем, и пожарным, и в церкви, и в институте преподавал... А после института стал главным художником Ленинского района. Ещё в то же время музейную экспозицию делали с мудрёным названием "Идеологическая диверсия империализма". О чём? О том, как Запад нас охмуряет. Экспонатами служили американские символы: секты, музыка, журналы из серии "не порно, но задорно". Ещё картина была забавная - Брежнев, царапающий гвоздём на заборе серп и молот. Досталось же нам тогда от представителей КГБ!

- В Омске вас считают одним из лучших мастеров по возведению снежных скульптур. А когда создали свою первую Снегурочку?

- Вы правы, первой фигурой была именно Снегурочка. Я по ним уже лет 20 специалист. Однажды попросили помочь сделать снежный городок, вот до сих пор и делаю. А последние пять лет переключились на лёд - зимы-то бесснежные. Впрочем, создавать фигуры изо льда интересней и сложнее. Сначала глыба обрабатывается бензопилой, потом стамеской. Пара дней на одну ледяную Снегурочку уходит. И в итоге они ведь прозрачными получаются, практически из воздуха. Иногда внутрь устанавливают свет - так работают объёмы. Да и стоят ледяные фигуры дольше, чем снежные.

- А если вы Снегурочке, к примеру, нос отпилили? Что тогда?

- Снегурочкам носы я не отпиливал. Но теоретически это возможно. Впрочем, эта не трагедия - нос можно выпилить новый и приморозить на место. Так даже к мраморной скульптуре можно приделать недостающий элемент.

- В процессе создания скульптуры как согреваетесь? Зимы порой суровые бывают.

- К холоду я уже привык. До -20.С даже перчатки не надеваю - не мёрзну. К тому же русскую зиму надо любить. Я вот скоро на Кипр уезжаю к дочери на свадьбу, только что с этого Кипра площадью 270 километров взять? До моей любимой деревни 270 километров ехать. А на Кипре буду пейзажи рисовать. А вам оливок привезу.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество