aif.ru counter
27

Храм как сфера услуг?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. "АиФ в Архангельске" 17/12/2008

"Учреждение оказывает услуги" - такое теперь говорят не только о магазинах и салонах красоты, но даже и о школе, вузе, музее.

Музейщики вздыхают: к сожалению, даже в официальных документах прописано, что музей - такая же сфера обслуживания, как прачечная и баня.

- Ну что же поделать, если сейчас в культуре такие огромные проблемы? Может, руководители высшего эшелона когда-нибудь смогут понять и оценить, что такое музей - храм, образовательное учреждение, сфера услуг, концертная площадка? - говорит Анна Чернявская, главный хранитель музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. - Всем хочется провести торжество в красивом парадном зале музея, а нам нужны деньги, и мы согласны отдать его в аренду. Но когда гости хотят зажигать бенгальские огни в здании, где хранятся уникальные шедевры, что можно сказать об уровне культуры тех, кто платит? Таким мы отказываем. Но не возражаем, когда молодожёны приходят в музей. Пусть сфотографируются на фоне произведения искусства, разве это плохо? Ещё несколько лет назад мы говорили "нет". Теперь соглашаемся. Главное, чувство меры не потерять.

- Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал недавно, что произведение искусства сегодня стало легкодоступным, в интернете можно увидеть всё - от живописи до пирамид. Получается, музей уже не нужен?

- От знакомства с искусством через интернет у человека остаётся поверхностное впечатление. Наше поколение было читающим. Дети читают намного меньше. А человек, который не читает, может великолепно владеть компьютерными технологиями, но мыслит совершенно по-другому. Воспитать душу через компьютер нельзя. Да, виртуально можно побывать в разных музеях. Но особого эмоционального состояния зрителя, когда он находится рядом с произведением искусства, это не вызовет. Драгоценность шедевра в "виртуале" не поймёшь и не оценишь никогда.

- Вы наблюдаете за тем, как зрители смотрят картины в музее, возле каких останавливаются, как себя ведут?

- Знаете, кто-то из них идёт в музей погрузиться в атмосферу искусства, а кто-то - обняться. Но это, конечно, здорово, что они приходят в музей, за ручку держатся, видят какую-то работу, между ними возникает определённое настроение, и оно спустя время ассоциируется именно с музеем. Потом они вспомнят, что в самый счастливый момент стояли около такой-то картины. Хотя отсутствие культуры, конечно, тоже заметно.

Уродцы или Айвазовский?

- За последние 20 лет посетители музея изменились?

- К нам много студентов стало ходить, школьников, взрослых - меньше. Видимо, пиво, которое можно выпить на каждом углу, привлекает больше, чем музей. На привозных заспиртованных уродцев в банках люди стоят в очереди за билетами, а дети на выставке потом в обморок падают. Но родители всё равно считают, что это надо показать. А прийти и посмотреть Айвазовского в выходной день с ребёнком у них времени нет.

- А какой проект в музее вызвал бы в Омске ажиотаж и в кассы начали бы выстраиваться очереди?

- Сенсацией у нас стала выставка Ильи Глазунова. Почти весь город побывал. За последние несколько лет такого интереса у зрителей не могли вызвать ни Музеи Кремля, ни выставка "Камни говорят" Исторического музея. Сыграла и величина личности, и её противоречивость. Одни ругают картины Глазунова, другие стоят на коленях. Я сама от равнодушия к этому человеку и его творчеству пришла к глубокому уважению, хотя не всё принимаю. Это, кстати, мне урок. Очень легко сказать "нет", не разобрав, что к чему. Вот слушают Баха 12-летние дети и говорят: ну, и я так могу. Видят художника и фыркают: я тоже так нарисую. Не надо торопиться говорить "нет".

Доступны только современные

- Как вы считаете, музеи в России могут быть источником дохода?

- Я думаю, нет.

- Даже столичные?

- Вы не представляете себе, насколько они затратные.

- Каково соотношение поддержки власти и собственных ресурсов музея?

- Естественно, без поддержки областного правительства мы очень многие проекты не смогли бы реализовать. Но стараемся зарабатывать и сами.

- Возможность покупать новые картины есть?

- Иногда. И как раз тогда, когда нам помогают. Но в основном это произведения современных художников. Чтобы купить работу XVII века или русского автора хорошей школы, необходимы очень большие вложения. Сейчас активно работает антикварный рынок, и цены на произведения искусства серьёзные - сотни тысяч евро. Жаль, что мы не можем покупать картины на аукционах, там выставляют полотна, которые дополнили бы историческую часть коллекции. Но я оптимист и верю, что всё ещё будет.

Собирательство неприлично

- Каждый хранитель может стать главным?

- Хотя эта должность административного характера - учёт, хранение, реставрация, но главным хранителем нельзя стать, если не знаешь всю специфику музейной работы. Я долгие годы была просто хранителем. Главным я стала с условием, что коллекция западно-европейской живописи останется за мной. Эта коллекция - моя любовь, и я посчитала, что к 35-летию работы в этом музее я покажу зрителю выставку из этого собрания.

- У хранителя такой большой музейной коллекции есть своя собственная, домашняя?

- Существует этика музейного сотрудника, неписаный закон: человеку, который хранит государственные ценности, считается неприличным заниматься собирательством. Это может привести к тому, что личные интересы станут важнее общественных. У меня есть несколько персональных подарков художников. Но я сама очень люблю металл. Радуют подсвечники разной формы, разного времени. На Новый год устраиваю себе праздник и зажигаю одновременно все подсвечники. Кроме этого, много лет занимаюсь вопросами ювелирного искусства и питаю интерес к камням. Я верю, что существует "камень благодарности". Когда тебе плохо, ты просто держишь его в руках, чувствуешь тепло и благодаришь.

- Ну и как, работает ваш камень благодарности?

- Конечно! Последний мне подарила моя внучка - это обыкновенный каштан. Но его протянули детские ручки и сказали: "Анечка, возьми!". И я его всегда ношу с собой.

- Анна Евгеньевна, очень хочется спросить напоследок: у вас всегда были такие длинные волосы?

- С самого детства. Правда, трижды я косу отрезала. У моей мамы очень красивые волосы, а ей 83 года. Видимо, сильные волосы передаются у нас из поколения в поколение. Говорят, волос долог - ум короток. Не знаю. Я женщина. Поэтому ни от чего не отказываюсь.

Досье

Анна Чернявская - искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, член международной ассоциации искусствоведов. С 1985 года работает в музее в качестве главного хранителя, большое внимание уделяет охране, учёту, хранению, реставрации музейных ценностей. Одновременно с этим с первых лет деятельности в музее Анна Евгеньевна занимается изучением произведений западноевропейского искусства, одной из самых полных по составу коллекций среди подобных собраний музеев Западной Сибири. За эти годы у многих картин удалось определить автора, установить даты создания. К 35-летию работы в музее Анна Чернявская представила выставку "Французское искусство XVII-XIX веков".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество