Примерное время чтения: 6 минут
58

Кто тут в музей крайний?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ в Омске 30/07/2008

Ревизия обнаружила в региональных музеях пропажу 50 тысяч экспонатов. Поговаривают о том, что назревает большой музейный скандал.

Почему из музеев исчезают экспонаты? Увидят ли омичи когда-нибудь шедевры искусства, хранящиеся в музеях с мировой известностью? Сколько должен стоить билет в музей и кто сегодня ходит по выставочным залам? Об этом мы разговаривали с Сергеем Барановым, старшим научным сотрудником музея ИЗО им. М. А. Врубеля, художником и куратором выставочных проектов.

- Как такое возможно, чтобы специалисты вдруг не "досчитались" в музеях нескольких десятков тысяч предметов?

- Многие музеи в регионах занимают помещения, не приспособленные для этого, ютятся на каких-то крошечных непонятных пространствах. Для некоторых из них даже компьютеры - чудо. Возможно, эти тысячи утерянных экспонатов за неимением места были куда-то засунуты и вовремя не найдены. Комплектование шло многие десятилетия, мог поменяться хранитель. И потом, часто экспонаты - не огромная картина в дубовой раме, а документы или фрагмент какой-нибудь археологической находки. Каждый кусочек музейщиками заботливо нумеруется, но за 70-80 лет какие-то из них просто могли истлеть. Смотришь, а вместо десяти кусочков осталось два, а всё остальное - пыль. Потом ревизия: А где такие-то экспонаты? Предъявите! Не в добросовестности музейных работников тут дело. Сколько в музеях бывает протечек, бытовых ЧП, иногда даже пожаров... И что такое 50 тысяч экспонатов в масштабе страны, если сотни тысяч в одном музее - это норма?

- В музее ИЗО им. М. А. Врубеля была такая проверка?

- Да, к нам замечаний фактически нет. Совсем не быть их не может, иначе зачем тогда комиссия работает? Но эти замечания носят формальный характер. Есть вопросы по хранению, но никаких утрат нет.

Картины "напрокат"

- Когда в прошлом году привозили выставку графики Сальвадора Дали, многие спрашивали, а почему бы не показать более известные произведения. Специалисты ответили, что омский музей просто не в состоянии обеспечить экспонатам нужную охрану и безопасность. Значит, увидеть большие шедевры живьём омичи не смогут никогда?

- "Большие шедевры" у нас появляются. За последние три-четыре года свои произведения привозили и Русский музей, и Третьяковка, и Государственный исторический музей. Они не могут привезти всё, потому что ключевые работы востребованы в тех же Москве и Питере. У нас вполне нормальная система безопасности: и сигнализация, и условия хранения. Проблема в том, что у известных работ большая страховая стоимость. И чтобы взять знаменитую работу "напрокат", музею надо заплатить серьёзные деньги. Так музеи сегодня зарабатывают на своих коллекциях и, кстати, нередко назначают совершенно неоправданные, заоблачные страховые суммы. Такие затраты явно не окупятся выручкой от входных билетов. На эту сумму можно организовать другую выставку, которая будет не хуже и не такая затратная.

Поэтому мы стараемся показать лучшие произведения из тех, которые можем потянуть.

Приложение к общепиту

- Стоимость билетов в наших музеях более чем скромная, в театр билеты стоят дороже. Но платёжеспособность в регионе вовсе не низкая...

- Это на самом деле парадокс. В том же Новосибирске цены на отдельные выставки достигают 250 рублей, и это нормально. И люди ходят. У них в воскресенье утром в вестибюле стоит народ и ждёт, когда откроются залы. Причём не специально приведённая на экскурсию группа, а обычные горожане. У нас такого нет. Просто в Новосибирске есть Академгородок, консерватория, архитектурный институт - серьёзные культурные учреждения. Отсюда и традиция за полчаса до открытия в вестибюле музея стоять.

- А мы разве не культурные? У нас одних театров сколько...

- Получается, что слава театров перекрывает славу музеев. В музеи почему-то ходят в большинстве маленькие дети, которых приводят за руку, школьники, которых тоже приводят за руку, и пенсионеры, которым уже не нужны шумные развлечения и их тянет в большие залы с красивыми картинами. А средний, активный возраст, которого полно в театре, музеи обходит. Им интереснее выход в свет, когда можно продемонстрировать свои наряды, посидеть в буфете, получить удовольствие. А в музее надо долго ходить и "работать".

- Так было всегда или это последние веяния?

- Нынешнее соединение желудка с глазами играет серьёзную роль. Что такое кинотеатр? Это кафе с кинозалом: поел, попил, если попкорн закончился, вышел из зала и докупил. Культура стала приложением к общепиту.

- Получается, что вы работаете для тех, кого "приводят за руку"?

- Да, это прежде всего. Но если из сотни школьников три-четыре придут ещё и приведут кого-нибудь с собой, и для них что-то изменится в жизни, - это уже большое дело. Хорошо известно, что по культурным учреждениям вроде театров и музеев ходят не более 7% населения.

Неужели это подлинники?

- Музей сегодня авторитет или "собрание вековой пыли"?

- Часто он ассоциируется с эдаким "хранителем сокровищ древности", мало кому понятных. Люди предпочитают более активные, лёгкие развлечения. Но тут и ещё один момент. Я сам наблюдал, когда люди подходили к картинам Айвазовского и переспрашивали: неужели это подлинники? Им кажется, что таких громких имен, как Айвазовский, Врубель или Репин не может быть в омском музее.

- В своём городе музей как авторитет мы не воспринимаем, зато в чужом денег не пожалеем. А ведь в Лувре тоже надо "работать"...

- Хорошо там, где нас нет. Кажется, что в свой музей всегда успеешь сходить.

- В омских музеях нет разделения в ценах на российских и иностранных посетителей. Для последних вход, как правило, в два, а то и в три раза больше. В столице это норма. Она уместна?

- В Москве и Питере, где, может, каждый третий - иностранец, - это имеет смысл и способно приносить музею доход.

- Вы считаете, такой делёж делает честь нашей стране?

- Музеи - бюджетные организации, которые живут на налоги граждан. Каждый отчисляет налог в бюджет, этот бюджет делится, и часть отдаётся музеям. Получается, со "своих" музей берёт дополнительную плату автоматически, независимо от того, ходят они на выставки или нет. И для иностранцев, которые не платят налоги в нашей стране, эта добавка к стоимости справедлива.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах