Примерное время чтения: 5 минут
66

Бизнес "с душком"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ в Омске 04/06/2008

Владельцам летних кафе законодатели развязали руки. Теперь согласовывать продуктовый ассортимент и получать разрешение на торговлю в Роспотребнадзоре нет необходимости. Такая свобода может дорого стоить посетителям "шатров", а точнее, их здоровью.

Идеальных летних кафе в городе корреспондент "АиФ в Омске" не нашел. Почти в каждой палатке общепита можно подметить массу нарушений санитарных норм и правил. "Сезонники" по закону должны неукоснительно следовать данному нормативному акту. Но в погоне за быстрой окупаемостью владельцы точек быстрого питания на относительно свежем воздухе часто игнорируют элементарные требования безопасности.

Ядовитое оливье

- Будьте любезны, мне салат, свежевыжатый морковный сок и шашлык, - обращаюсь я к молодому официанту Коле.

- С вас 250 рублей. Расчет на месте, - отвечает мне парень. Получив купюры, он прячет их в кармане фартука. Чека, естественно, я взамен не получаю. Объяснения просты: кассовый аппарат сломался. А выписывать бумажку вручную - времени нет. Клиентов под вечер много. Если что-то не нравится - идите в соседнее кафе.

Совету официанта я не последовала. А зря. Оливье оказался далеко не первой свежести, запах чувствовался на расстоянии ("Это майонез так пахнет!" - отрапортовал гарсон), сок наполовину разбавлен водой, и лишь шашлык был отменным. Поглощая мясное блюдо, я невольно бросила взгляд на соседний столик. Бутылка горячительного, искусно завернутая в пакет для мусора, "красовалась" среди пластиковых стаканчиков и тетрапаков с соками.

- У вас есть водка? - поинтересовалась я у Коли.

- Нет. Но если надо, я принесу. Вам какую - по 250 или 300 рублей? Только вы её в пакете держите, а то начальство увидит. "Овощную тарелку" заказывать будете?

Я пообещала словоохотливому официанту, что в следующий раз непременно отведаю. А пока попросила показать мне место, где можно вымыть руки. Увы, такого сервиса в летнем кафе не оказалось. Но меня, признаться, удивило то, что администратор периодически устраивал официантам серьёзные "разборки" по поводу грязных столов. Поток нецензурной брани - и пластиковая мебель блестит. Внешний лоск в этом "летнике" важнее качества продуктов питания.

На фронте общепита

Если открыть какую-нибудь рекламно-информационную газету и посмотреть раздел "Предлагаю работу", обязательно обнаружишь вакансии официанта. Корреспондент "АиФ в Омске" решил проверить, легко ли устроиться на работу в летний шатёр, и позвонил по одному из указанных номеров.

- Студенка? Санкнижка есть? Нет? Гм... Ну ладно, приходите, что-нибудь придумаем, - ответили на противоположном конце провода.

Эксперимент длился недолго, зато впечатлений хватило на всю жизнь. С утра администратор кафе устроила мне смотрины, а уже после обеда мне вручили комплект поношенной спецодежды - майку и козырек - и приказали работать. Хватило меня на три часа. И неудивительно. Более "опытные" коллеги встретили меня по-деловому: я сразу же стала "белкой в колесе". В "час пик" просто не успевала качественно обслуживать все шесть вверенных мне столиков, пришла домой уставшей, но с сотней рублей в кармане. Желание трудиться на фронте общепита отпало. Официанты-старожилы, естественно, получили гораздо больше. В их арсенале оказалось немало способов "нагреть" руки на подвыпивших клиентах: недолив пива, двойное меню, одно из которых служит для завлечения клиентов, другое - для фактической оплаты и др.

Сезонные надувательства

- Лето в Сибири короткое, подчас дождливое, потому каждый солнечный денек - на вес золота. Неудивительно, что каждый "летник" заинтересован в короткие сроки "срубить" больше денег. Как? Конечно, за счет посетителя, - рассказала нам Вартан, владелец нескольких "ресторанов" на тротуаре. - Что вы, это не обман. Это экономия.

По словам Вартана, самые распространенные способы "экономии" - недовес и недолив.

- В меню порция шашлыка обозначена весом в 300 г, но клиент получает на 50-100 г меньше, - говорит он. - За семь лет работы в этом бизнесе ещё ни разу не встречал посетителя, который бы потребовал взвесить готовый шашлык.

Пиво водой, честно говорю, не разбавляю - это технически непросто. Но если компания засиживается в кафе более чем на час, то "развести" её на пару бутылок пива просто грех. Даже если кто-то обнаружит подвох, доказать обман будет сложно. Зато на "ура" под видом дорогого алкоголя уходит более дешевый. "Тёпленькие" клиенты с удовольствием пьют любую водку. А ту, что не допили, собирают со столов официанты (за небольшое вознаграждение), а затем вновь продают посетителям.

Кстати

Летние кафе подвергаются проверкам, как правило, три раза за сезон. Закрыть шатёр можно лишь по решению суда. Причём максимальный срок "карантина" равен 90 суткам. Если нарушитель - юридическое лицо, его могут оштрафовать на 20-30 тысяч рублей.

Комментарий специалиста

Наталья Кудряшова, главный специалист Управления Роспотребнадзора по Омской области:

- Клиентам летних кафе следует внимательней относиться к той еде, что им предлагается. К примеру, салаты должны продавать только в разовой упаковке изготовителя с наличием товарного ярлыка. На этикетке обязательны название товара, его состав, дата и час приготовления, срок реализации, температурный режим хранения, пищевая энергетическая ценность, данные изготовителя и его юридический адрес. Самостоятельно готовить еду сотрудникам летних кафе строго запрещается, так как нет необходимых для этого условий. Даже нарезать овощи или фрукты они не имеют права. А вот готовить на мангале или гриле можно. Однако жарить, к примеру, шашлык позволяется только на древесных углях. Ни в коем случае нельзя использовать для этих целей картонные коробки, деревянные ящики и др.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах