Примерное время чтения: 5 минут
57

Звук нынче дорогой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ в Омске 23/04/2008

Вы часто слышали музыку в общественных местах: в парках, кафе, клубах? Казалось бы, набор мелодий и слов. А знаете, что за нее надо платить? Нет, нет, успокойтесь, не вам, а тем, кто её включает.

У Игоря Горбика уникальная профессия. Он инспектор Сибирского филиала Российского авторского общества (РАО). И он не только регистрирует и лицензирует тех, кто публично использует музыкальные произведения, но и нещадно карает тех, кто ничего не платит авторам. Он с ними судится.

"Сейчас за неправомерное использование одного музыкального или литературного произведения мы требуем компенсацию в тридцать тысяч рублей, - рассказал представитель авторов. - Из последних крупных выигранных дел: судебный иск ресторану "Золотой дракон" на 140 тысяч рублей и КДЦ "Маяковский" на 90 тысяч рублей".

По закону, за любое публичное исполнение авторского произведения необходимо выплачивать вознаграждение автору, исполнителю и изготовителю. Допустим, вы организовали концерт, подобрали репертуар, а потом за него вы должны заплатить. Авторам - через РАО, изготовителям и исполнителям - через организации, занимающиеся защитой смежных прав. Например, российскую фонографическую ассоциацию или российское общество управления правами исполнителей.

Платить авторам должны все. Радиостанции, телеканалы, рестораны, ночные клубы и даже кинотеатры. Дело в том, что, покупая права на прокат какого-либо фильма, кинопрокатчик должен еще и заплатить авторам, написавшим музыку к кино. Не слишком ли это?

"Песня, стихи, музыка - всё это интеллектуальная собственность. Её авторы заключают с нами договоры, - рассказывает Игорь Горбик. - И только автор может определить, сколько стоит его произведение. Может назвать любую сумму, хоть сто тысяч рублей. Это его имущество, и, используя его без разрешения, люди занимаются грабежом!"

Сколько же стоит публичное исполнение? По-разному: радиостанции, например, платят до 5% от дохода, платёж для ресторанов и кафе определён количеством посадочных мест. Одно место будет стоить в месяц пятьдесят рублей. Столько надо заплатить авторам, аналогичную сумму "попросят" изготовители и исполнители.

И ведь платят. По словам инспекторов, из более чем 240 омских ресторанов лицензионные договоры заключили более 140. В том числе "Сенкевич", "Ростикс", "У Швейка", "Сибирская корона", даже "Арена-Омск" (музыка, которая используется в перерывах хоккейных матчей, оплачена).

Платит даже... драмтеатр. 13% сбора с проданных на спектакль "Турандот" билетов идёт создателям костюмов, переводчикам текста и авторам использованных музыкальных произведений.

Но не всё так безоблачно. Даже инспектор не может не признать, что авторские права в нашем городе (как и стране) нарушаются сплошь и рядом. "Вон колонка у магазина на улице играет, это нарушение? - спросил я. "А как же! Мы к "Алтыну" уже не раз подходили, предлагали оплатить, им это всего рублей в пятьсот в месяц обойдётся, а хозяева не хотят, судебным иском всё заняться некогда", - ответил Игорь Горбик.

В нашем регионе трудится всего пять инспекторов. До всех "публичных" точек у них руки не доходят, занимаются только самыми крупными. "Отчисления ведь в полном объёме перечисляются авторам, - говорит Игорь Горбик. - И уже сами авторы решают, какой штат сотрудников держать в том или ином регионе". Так что пока владельцы маленьких кафе могут беспрепятственно крутить "авторские" песни, вот только потом пусть не удивляются, если обнаружат в своём почтовом ящике иск в несколько десятков тысяч рублей.

Кстати

В Российское авторское общество входит более 20000 тысяч российских авторов, в том числе более 140 омских. С 97 странами мира у РАО заключены соглашения о сотрудничестве, 70% всех платежей идет именно иностранным авторам.

Мнение специалиста

По словам Максима Фокина, декана юридического факультета Омского государственного университета, активное использование студентами и не только рефератов, выуженных из интернета, также является прямым нарушением авторских прав. "Было бы враньём утверждать, что наши студенты не пользуются чужими рефератами, - говорит декан. - Пользуются, а мы с эти боремся. Просматриваем, например, дипломные работы, ищем цитаты без ссылки на источник".

Рефераты размещаются в Сети чаще всего без ведома авторов. То есть, скачивая их, вы становитесь вором. При этом даже если вы отдали за реферат деньги, представив его в университете за свой, вы нарушаете этические нормы. В европейских странах за такое по головке не погладят. "Был случай, когда студент, слава Богу, не наш, уехавший в Германию по программе обмена, был отправлен домой досрочно, поскольку его уличили в использовании чужих рефератов", - поделился Максим Фокин.

Кстати, по словам преподавателя, проблема нарушения авторского права в нашей стране настолько всеобъемлюща, что бывали случаи, когда преподаватели получали в подарок книгу, в которой обнаруживали собственную главу. "Во многих научных журналах отмечается низкий уровень современных диссертаций, - делится декан юрфака. - А однажды мне в руки попала работа, написанная где-то во Владивостоке. Я с удивлением обнаружил в ней собственный материал. Как решать проблему воровства в обучении? Надо менять саму структуру, уделять больше времени персональному обучению".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах