Примерное время чтения: 3 минуты
109

Почти "сибирская Венеция"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ в Омске 19/12/2007

Через три реки, протекающие по территории Омска, в разные времена было перекинуто 17 мостов: восемь через Омь, семь через Иртыш и два через Замарайку. В качестве проектов планировались (а какие-то планируются и сегодня) еще пять.

До северной столицы по количеству мостов Омску, конечно, далеко. Но если учесть, что рек у нас всего три, а мостов через них почти два десятка, то почему бы нам не внести самих себя в список "мировых Венеций" вроде Санкт-Петербурга, Праги или Амстердама?

Вместе с Игорем Коноваловым, историком-краеведом, мы постарались посчитать мосты через три главные водные артерии Омска. И начали путешествие вниз по течению Иртыша.

Первым на пути встает относительно молодой мост, расположенный у самого въезда в город, так называемый "южный обвод". Он связывает Русско-Полянский и Черлакский тракты в районе Южного кладбища. Следом за ним - железнодорожный мост, первый путь которого был проложен еще в 1896 году. Есть версии, что до его появления в этом же районе существовал мост понтонный. С этим можно согласиться, но с важной оговоркой: сооружение носило временных характер и для передвижения поездов не предназначалось. Сначала железнодорожный мост имел только одну колею, хотя фундамент заложили под две. Городские власти очень просили железнодорожное ведомство тогда сделать так, чтобы мост был многофункциональным, то есть по нему могли ездить не только поезда, но и другой транспорт, а также была бы пешеходная территория. Но просьба осталась невыполненной.

До появления Ленинградского моста переправляться на Левый берег приходилось с помощью понтонного моста. Для пропуска кораблей его разводили по течению, а на зиму и вовсе убирали, организовывая ледовую переправу. А поскольку названия улиц никогда не давались просто так, то и нынешняя магистраль Масленникова носила название в соответствии со своей функцией - Перевозная.

С появлением Ленинградского моста понтонный ликвидировали и больше не наплавляли. Проектировали новый объект работники известного ленинградского института "Ленгипромост". Отсюда, кстати, и название площади, подводящей к мосту. А поскольку питерцев всегда отличала очень высокая градостроительная культура, для Омска они создали объект, идеально вписавшийся в стилистику уже сложившегося ландшафта центра города. В проекте была задумана еще и эстакада с выходом на улицу Пушкина. Таким образом, улица Ленина и проспект Маркса должны были пройти в тоннеле. Но идея так и осталась нереализованной.

В 70-е годы началось проектирование и нынешнего метромоста. Правда, ни имени в честь 60-летия Победы, ни приставки "метро" он тогда не имел. Левобережный район в начале 70-х начал активно застраиваться, и тогда же возникла необходимость связать два берега еще одним мостом - в районе телецентра. Кстати, глубокая низина под виадуком, соединяющим остановки "Телецентр" и "СибАДИ", не что иное, как огромный овраг.

Что же касается проектов мостов, чье строительство возможно в будущем, интересна идея "северного обвода". Он взял бы город в кольцо, избавив водителей транзитного транспорта от путешествия через центр.

В следующем номере мы продолжим считать мосты через Омь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах