Примерное время чтения: 6 минут
76

Омич-победитель вернулся домой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ в Омске 10/10/2007

Он не дожил до Победы всего один месяц. 9 апреля 1945 года, провоевав пять лет, гвардии майор омич Владимир Емельяненко героически погиб при штурме Кёнигсберга. На прошлой неделе останки бойца были торжественно перезахоронены в его родном селе Желанное Одесского района.

На похоронах односельчанина собралась большая часть деревни. Приехали чиновники, ветераны, кадеты... За всю постсоветскую историю нашей области это первый случай перезахоронения героя-омича!

"Мы знали, где он погиб..."

По словам Александра Лонского, племянника героя и основного инициатора перезахоронения, в семье Владимиром очень гордились, часто вспоминали. Ведь как-никак старший из братьев, первый десятилетку закончил. Первый на фронт ушел...

Гвардии майор пролежал вдали от родной земли 62 года. Все это время семья героя знала место его захоронения в Калининграде. "У нас была похоронка, и после войны приезжал его товарищ, - рассказал Александр Лонской. - Сослуживец привез вещи и фотографию, на которой запечатлено место захоронения дяди. Там еще обелиск установлен, и на заднем плане памятник Шиллеру возвышается". В марте этого года Александр увидел на центральном канале репортаж о раскопках в Калининграде. Так он узнал, что останки дяди обнаружены и вроде бы опознаны. "Вроде бы" - потому как в старых архивных записях Емельяненко стал Емельяновым.

"Мною и другими людьми дважды делались запросы в центральный архив в Подольске, - поделился Александр Лонской. - В конце концов, через семь месяцев после трех экспертиз Военно-мемориальная компания Балтийского флота дала заключение, что это мой дядя".

Примечательно, но чтобы опознать и перезахоронить дядю, Александру потребовалась помощь правительства области, нескольких поисковых организаций, работников архивов и многих других. В благодарственном списке племянника героя значилось около тридцати фамилий.

Из письма Владимира Емельяненко:

"С пламенным приветом к вам, папаша и мамаша, а также дорогие сестры, любящий вас сын Владимир. Не знаю, как вы, но я, чем старше становлюсь, тем больше вас люблю и уважаю всех, и часто думаю о вас. И в будущем (если оно будет) я останусь таким же, в любое время по потребности и возможности окажу помощь. Привет единственному брату Пете. Хороший ты парень, Петя, да далеко я сейчас от тебя. Но ничего, разобьем фашистские орды бандитов, приеду в гости и сыграем мы с тобою на гитаре и балалайке у амбарчика гопака с еще лучшим успехом! Положение на фронте вы знаете из газет. Враг силен, коварен и подл, борьба только начинается, она будет жестокой, ибо вопрос встает - жить нам или всем погибнуть, быть советскому народу свободным или попасть под иго немецких варваров. В этот момент для меня выбора нет - только вперед, только победа, смерть я презираю и, если потребуется, отдам жизнь за дело Родины. Но жизнь даром они у меня не отнимут.
Дорогие родители, заверяю вас, за меня вам не придется краснеть. Всем же советую: кому положено - учитесь, учите, работайте, счастливо и дружно живите и ожидайте меня с победой. Ваш сын и брат Владимир.
Адрес: действующая армия, п\п 482 511, ГАП, п/батарея, политруку Емельяненко. 01.07.1941 г."

Сибирский ответ неофашистам

Речей у гроба с останками было сказано много. Сослуживцы ветерана благодарили его за храбрость, отвагу и стойкость, а единственный, кто знал Владимира Емельяненко, односельчанин уверял, что до сих пор помнит голос отважного майора. По словам же Александра Артемова, заместителя председателя правительства Омской области, перезахоронение советского бойца - это наш сибирский ответ фашиствующим молодчикам из эсэсовских организаций некоторых европейских городов... "Сегодня на Западе тратятся огромные средства и силы, чтобы разрушить нашу историческую память, - заявил на кладбище Александр Артемов. - То, что мы делаем, - свидетельство того, что это не удается. Вы сами видите, сколько у нас моральных и материальных сил уходит на то, чтобы сохранять память о героях. В первую очередь, это забота о тех, кто ушел из жизни, защищая нашу Родину. Это политика не ежеминутная и целенаправленная...".

Из письма Владимира Емельяненко:

"...Мне вчера пришлось разговаривать с одним совсем молодым нашим бойцом. Идем мы по самой передовой (вернее, ползем), нас обстреляли из пулемета. Потом стали рваться мины - одна, вторая почти рядом. Смотрю, мой боец лицом побледнел. Ты, говорю, что - ранен? Да нет, отвечает, но что-то сильно страшно! Ну, говорю, иди тогда домой, я дальше сам. И пополз я. Дополз до нужного места, оборачиваюсь - а мой Николай вовсе и не отстает. Ты чего, спрашиваю, не ушел? А я, говорит, вспомнил о вчерашнем письме брата. Пишет, что в освобожденной нашей деревне, куда он попал, все сожгли, отца повесили, мать сгорела с двумя сестрами в доме, где их заперли немцы, сестру угнали. И вот я подумал, что это там было страшно, а здесь что, подумаешь, пули! Хотите, сейчас полезу и забросаю блиндаж немцев гранатами? Конечно, я не разрешил. Смелость и героизм порождаются преданностью наших бойцов РОДИНЕ, НАРОДУ, а еще больше непримиримой злобой к варварам рода человеческого. И эта злоба отольется еще оккупантам.
О себе почти нечего писать. Жив и здоров, получил новое звание: "гвардии старший политрук". 20.08.1942 г."

Погиб каждый второй...

"Более трехсот тысяч омичей ушло на фронт. Каждый второй не вернулся. Десятки тысяч пропали без вести, - рассказал Виталий Дедов, председатель областного комитета ветеранов войны и военной службы. - Это первый случай официального перезахоронения в области. Хотя с подобными просьбами люди обращались и раньше. Без помощи государства проводить подобные мероприятия невозможно. А для того, чтобы это делалось не по прихоти, должен быть издан закон, который определил бы размеры материальной помощи для подобной акции. Пока такого закона нет".

Для чего же спустя много лет прах одного из многих омских героев вернули на Родину? Во время захоронения и отпевания присутствующие не раз повторяли, что Владимир Емельяненко "наконец-то вернулся с победой". Примечательно, что, по словам племянника майора, медали и ордена дяди, которые семья когда-то отдала в местный музей, несколько лет назад украли. Вряд ли в небольшой деревне это сделал приезжий.

Не исключено, что Владимир Емельяненко не станет последним омским героем Великой Отечественной войны, перезахороненным на родной земле.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах