Утром на полигоне 242-го учебного центра ВДВ было холодно, ветрено и, естественно, очень людно. Омичи ждали зрелищ.
"Сейчас вы видите, как предложили террористам сдаться, - разносился над трибунами голос диктора, в то время как несколько БТРов поливали шквальным огнем расположенные на отдалении макеты. - Остатки некогда грозных банд формирований сдаются в плен". Почему показательный бой превратился в "уничтожение террористов" и как деревянные муляжи сдаются в плен, было непонятно, но голос внушал уверенность, что десантники все-таки "замочили" макеты.
Чему улыбались иностранцы?
Вскоре после боя по полигону проехали танки, бронетранспортеры и грузовики. Техника бодро стреляла, преодолевала водные преграды, насыпи и буераки, но это никого не удивило. "Здесь показывается то, что разрешено, - пояснил отсутствие "новшеств" Александр Луппов, министр промышленной политики Омской области. - Есть много вещей, которые находятся в работе, серийном производстве. Пока нет разрешений на их показ. Придет время, и мы их покажем".
Кстати, как пояснил Пир Блед, полковник шведской армии, "возможности российской бронетехники давно известны всему миру". На логичный вопрос, зачем же тогда приезжать, полковник только заулыбался.
"Я думаю, они (иностранцы - прим. авт.) приезжают посмотреть, насколько мы живы, - заявил в ходе показа Александр Луппов. - Слишком много в СМИ информации о том, что российская оборонка "кончена". Это не так".
Видимо, подтверждая слова омского чиновника, в конце выставки организаторы продемонстрировали припасенную "изюминку" - на глазах иностранцев воду форсировал специальный паром, который способен передвигаться и по суше. Кстати, "бассейн" пересекала и бронетехника. Когда танки выбирались из водоема, трибуны захохотали: диктор на все поле заявил, что "экипаж готов вступить в бой, не покидая танка". Все стали строить предположения: "...обычно танкисты, вылезая из воды, дерутся дротиками. Нет, ты что, голыми руками!".
Уже уходя с полигона, я познакомился с двумя одиннадцатилетними девочками из соседнего поселка Светлого. Галя и Кристина никогда не выезжали за пределы области, но видели многие Международные выставки вооружений. Я поинтересовался, каково это - расти рядом с выставкой. "Ну, на первой, которую мы видели, машина какая-то модная была (видимо, пресловутый "Черный орел" в 2003 году. - прим. авт.), но не было бассейна, - затараторили девчонки. - И гор (насыпей. - прим. авт.) было больше. А так все то же".
Чему улыбались женщины?
"Вы посмотрите. В Омске миллион людей отдыхают (приходят на выставку?) в любой рабочий день, - комментировал тяжелое положение с кадрами на предприятиях ОПК Александр Луппов в прошлую пятницу. - К сожалению, за станок только никто не становится. Но государство - вещь такая... когда надо, оно поставит всех. Не дай бог, но жизнь есть жизнь".
На выставку омичей никто приходить не заставлял, даже "останавливали" - вход на ВТТВ стоил сто рублей, но горожане упорно шли осматривать самую "гражданскую" (так заявили чиновники) ВТТВ из всех. Примечательно, что наибольшим "спросом" у всех пользовались "невоенные" стенды с ножами и туристическим снаряжением. Вероятно, потому, что нож в отличие от ракеты "Ангара" можно было купить. Впрочем, бронетехнику вниманием тоже не обидели - она стала предметом обожания детей и взрослых. Забавно было смотреть на этих женщин, которые как-то снисходительно улыбались, глядя, как их мужчины чуть ли не облизываются, сидя на танках.
По заявлениям организаторов, за первые два дня выставку посетило тридцать тысяч человек, а за весь период действия - сто тысяч. При этом иностранцев на "ВТТВ-2007" прибыло около ста тридцати человек из тридцати восьми стран.
По всей видимости, на следующей выставке иноземцев будет больше. Причин этому как минимум две. Во-первых, уже объявлено, что "ВТТВ-2009" состоится по расписанию. А во-вторых, седьмую выставку поощрил вниманием президент России. Владимир Путин прислал телеграмму, в которой подчеркивалась необходимость проведения "ВТТВ-Омск". Как рассказал Александр Луппов, сразу после президентской телеграммы "посыпались" поздравления других крупных федеральных чиновников.