Примерное время чтения: 6 минут
69

Работать в Омске не стыдно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ в Омске 23/05/2007

Вакантное место главного режиссера "Пятого театра" наконец-то перестало пустовать. Контракт сроком на один год подписала директор театра Александра Юркова с режиссером из Литвы Линасом Зайкаускасом. Известный как в нашей стране, так и в Европе, литовец не раз получал подобные предложения от российских театров. Другим городам он отказывал. Омску не смог.

И даже наша "провинциальность" (что бы там ни говорили) Зайкаускаса не смутила: "Для каждого нормального европейца Омск с населением в 1,5 миллиона - это огромный город. К тому же я считаю, что в России есть четыре элитных театральных города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Омск. Работать здесь не только не стыдно, но даже в определенном смысле престижно".

Русские - это "вау!"

- Линас, на ваш взгляд, чем сегодня русские и прибалтийский народы интересны друг другу? Может ли быть между ними результативный культурный диалог?

- Этот диалог существует во многих сферах искусства: театре, музыке, литературе, поэзии, живописи. На художников, безусловно, влияет русская культура, ведь это вообще мощный фундамент для культуры всего мира. Скажи, например, в Англии, что ты художник, музыкант, писатель из Франции. Ну и что? Никто не обратит на это внимания. А скажи, что из России, воскликнут: "Вау!". На Западе по-прежнему считают, что Россия "намбер ван" (номер один) в искусстве. Поэтому стараются быть в курсе всех здешних событий и попадают, таким образом, под "российское влияние". Но это взаимный процесс, ведь известно, что Россия смотрит на Запад. И в плане искусства тоже. И если в Англии русский художник - это "вау!", а французский - "ну и что?", то в России и сегодня полагают, что западные мастера - это "ах!", а русские, украинские или казахстанские - это "ничего особенного". Так и "переплывают" наши культуры слева направо, с Запада на Восток, и наоборот, дополняя друг друга.

- Не кажется ли вам, что этот диалог в последнее время приобрел достаточно острый характер?

- Вы имеете в виду политические события? Я считаю, что на тех, кто действительно занимается искусством, не действуют никакие внешние коллизии. Всякая власть старается манипулировать мнением обычного человека. В любой стране, в любой сфере жизни. Даже контролер в автобусе, используя свою "маленькую власть", определенную его полномочиями, старается манипулировать атмосферой в этом автобусе.

- Не получится ли так, что эта манипуляция сведет, в конце концов, на нет всякий диалог, и культурный в том числе?

- Если уж этого не случилось за столько веков существования человечества, то не произойдет и в будущем. Народ всегда умнее своих политиков. Даже если было время, когда он этих политиков обожал.

- Вы активный наблюдатель жизни?

- Достаточно активный. Я стараюсь иметь свое мнение в принципиальных вопросах. Хотя иногда это сложно, потому что правда оказывается спрятана очень глубоко. И мной в таком случае можно манипулировать, как и любым другим человеком.

Только фамилию правильно пишите!

- Вы работали во многих театрах крупных российских и европейских городов. Теперь вы Омске, а ведь мы все-таки провинциалы...

- В основной своей массе все зрители похожи, будь они из Омска, Владивостока, Парижа или Берлина. Среди них есть и любители, и те, кто ходит в театр в лучшем случае пару раз в году. Основное различие между ними - их вкус. А его воспитание - это одна из задач главного режиссера. Он будет продвигать тот тип театра, который любит и ценит сам. Совсем не значит, что мой театр, который я делаю и который люблю, обязательно понравится омской публике. Хотя надеюсь на это. Сужу по опыту моих постановок в России: везде, слава богу, они принимались хорошо и тепло, а иногда даже горячо.

- А какой же театр любите вы?

- Не могу ответить однозначно. Я человек из Литвы, и литовская школа дала о себе знать. Но я учился в России, в Питере, у русских мастеров: Эфроса, Товстоногова, Любимова. Ну а так как в последнее время много ездил, впитал "воздух" и европейского театра. Наверное, люблю такой театр, который соединяет и первое, и второе и третье.

- Одни называют вас литовским режиссером, другие польским. Не обидно, что вам постоянно "меняют" национальность?

- Меня в Европе скоро, наверное, начнут называть русским режиссером! Я привык к этому и воспринимаю с улыбкой. Главное, чтобы фамилию писали правильно.

- Я знаю, вы собираетесь пополнить труппу "Пятого театра" новыми лицами...

- Каждой труппе не хватает молодых, талантливых, интересных актеров. Почти все драматурги от древности до современности писали и пишут пьесы для мужчин, и часто именно молодых. Может, потому что драматурги в большинстве своем - мужчины. Сейчас появляются и женщины, но и они почему-то выводят в герои сильный пол. Больше половины труппы должны составлять мужчины. И минимум треть - молодежь. Это касается любого театра, в том числе и "Пятого". Пока я просчитываю возможность пригласить на новый сезон трех-четырех молодых артистов из других театров и других городов.

- Вы будете целый год в Омске?

- Не думаю. Время от времени мне все же придется выезжать, чтобы работать с другими коллективами. Но это уже не будут такие разъезды, как в последние пять лет, когда я каждые два месяца менял место жительства. К тому же мне важно, чтобы с "Пятым" работали разные режиссеры. Уже ведутся переговоры с режиссерами из Японии, Франции, со знаменитым польским мастером Кшиштофом Занусси. Хочу, чтобы в Омске был интересный театр, чтобы люди хотели ходить в театр и могли увидеть что-то новое. Хочу оправдать статус "главного режиссера".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах