Примерное время чтения: 6 минут
550

Темные стороны омских гаражей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ в Омске 28/02/2007

"Смертью с таблетками" заканчивается сегодня гаражный вопрос по-омски. Корреспондент "АиФ в Омске" нашел немало темных сторон в этой проблеме.

В 11 микрорайоне начали исчезать гаражи. Исчезать, чтобы на их месте возникали другие, но уже с новыми владельцами. А за новое место старым хозяевам придется платить.

В редакцию "АиФ в Омске" обратился ветеран и инвалид войны Николай Камельков. Его железный гараж, который простоял больше 10 лет, тоже должен исчезнуть в ближайшее время.

Выгоняем "по порядку"

"Мне не понятно, почему "мой", стоящий на отшибе гаражный кооператив "Маяк -35" надо убрать, - говорит Николай Камельков. - Посмотрите, внутри нашего 11 микрорайона в течение только последнего года появилось несколько десятков временных бетонных гаражей". Действительно, если пройтись между домами микрорайона, создается впечатление, что новые "мыльницы" (бетонные гаражи - прим. авт.) заменят вскоре жителям и детские площадки, и садики, и тротуары. Все "свободные" места уже заняты "временными" гаражами.

Гаражная история Николая Камелькова началась в 90-х годах, когда ему вместе с несколькими сотнями малоимущих семей администрация Кировского округа выделила место под установку гаража. Жителей честно предупредили, что это временная застройка и когда-то в будущем на ее месте пройдет дорога.

- Мы все продляли договор аренды ежегодно, - делится ветеран. - Но у нас ведь все временное - постоянное. Многие обзавелись погребами.

А в 2006 году жителей наконец-то "обрадовали". На месте кооператива начинается строительство. Но не дороги, а... другого гаражного кооператива!

- Такой порядок, - объясняет Алексей Подобин, главный архитектор Кировского округа. - Было принято решение о капитальном строительстве ГК "Полет-106". Эта территория должна быть освобождена.

"Такой порядок" не очень понравился Николаю Камелькову. Не очень понравилось и предложение владельцев будущего кирпичного кооператива о покупке еще не построенного гаража за 350 тысяч рублей. Представляете, простоял у вас гараж пятнадцать лет, потом пришел дядя и сказал, чтобы ты его убрал, а он тебе новый за денежку построит.

Самые постоянные гаражи - временные!

Малоимущие жители очень быстро поняли, что тягаться с "капитальными" строителями они не смогут - те размахивали на собраниях "нужными" бумажками, хвалились нужными связями и утверждали, что это "их" земля. Что и говорить, XXI век. Малоимущих в Омске теперь притесняют... Из 281 гаража "35-го Маяка" 50 уже вывезено.

Николай Камельков тоже не стал "бодаться" с "захватчиками" и обратился в администрацию Кировского округа с просьбой предоставить ему место, чтобы перенести гараж. Глава Кировского округа ответил кратко: "Согласно действующему законодательству, места для установки гаражей внутри микрорайонов предоставляются только инвалидам войны всех групп и инвалидам труда 1 группы". Николай Камельков - инвалид войны 1 группы, но это администрацию не заинтересовало, в электронной базе чиновники нашли уже зарегистрированный на ветерана гараж. И кого волнует, что его сносят? Наш герой не стал отчаиваться, "прикинулся лаптем" и пошел к члену ближайшего гаражного кооператива, где узнал, что за 250 тысяч он "без разговоров" станет владельцем новенькой "мыльницы". После этого Николай расстроился окончательно...

Земля под временную установку гаражей до 1 октября 2006 года выделялась администрациями городских округов. Причем в письме ветерану чиновники утверждали, что только ветераны и инвалиды могут получить такое место. Таким образом, в 11 микрорайоне должно насчитываться несколько сотен инвалидов с машинами. Однако Алексей Подобин заверил меня, что места выделялись и "простым желающим". А можно поставить мыльницу или нет, определял отдел малого коммунального строительства администрации Кировского округа. Примечательно, что в департаменте архитектуры города, в свою очередь, утверждают, что о "желающих" речь никогда не шла.

С 1 октября прошлого года функции распределения земли под аренду передали Главному управлению по земельным ресурсам Омской области. Так что теперь уж точно никто не будет разбираться: кто там был инвалидом, а кто - "желающим". Теперь все они - владельцы "временных" гаражей. А вот насколько временных? ГК "Маяк-20", расположенный рядом с домом Николая Камелькова, считается временным. Но, по словам Сергея Воротникова, начальника отдела малого коммунального строительства, владельцы кооператива "как-то умудрились заключить договор аренды сроком на 10 лет".

Сколько стоит "мыльница"?

Почему жители микрорайона с упорством стремятся стать владельцами "мыльниц"? Ведь, по заверениям чиновников, Левобережье активно застраивается многоэтажными крытыми гаражами. Подобный гараж есть и в 11 микрорайоне, только вот цена места начинается с трехсот, а то и с четырехсот тысяч рублей. "Мыльница" обойдется желающему гораздо дешевле...

Я позвонил председателю одного из ГК в 11 микрорайоне и представился жителем Левобережья. Примечательно, но наш разговор начался с досконального выяснения, где и в каком доме и квартире я живу, кто меня "вывел" и как меня найти. На вопрос о приобретении гаража собеседник ответил туманными размышлениями о том, что "это не магазин" и что были у него истории, закончившиеся "смертью с таблетками". Свободных мест в кооперативе не было, но председатель записал мой телефон и пообещал, что как только кто-то будет продавать, сразу перезвонит. Ориентировочная цена - 200 тысяч рублей.

Двести тысяч - это рыночная цена "мыльницы" в 11 микрорайоне. Для справки: на улице Богдана Хмельницкого вам назовут цифру 350, в поселке Солнечном - 120. Из чего складывается рыночная цена гаража? 60 тысяч рублей стоит сама "мыльница" с установкой. Договор аренды обойдется максимум в 800 рублей в год. Остальное, получается, забирает бывший владелец. Казалось бы, продавцы могли немного уменьшить цену и забирать себе не 140 тысяч, а 100... Что мешает? Возможно, только то, что сами продавцы год-два назад заплатили большие деньги за аренду, а теперь хотят вернуть их. Так кому платили?

Левобережье активно застраивается. Гаражей, несмотря на все расчеты проектировщиков, не хватает. И в борьбе за желанную коробку в ход идут все средства и связи. Гаражные кооперативы, вроде бы временные, наперекор всем генеральным планам все еще активно "плодятся" среди высотных домов. "Вот здесь, - рассказывают жители, показывая на гаражи, - будет детская площадка, а вот здесь мы играли в футбол".

По словам Сергея Воротникова, "у нас всегда так: если есть машина и нужен гараж - то житель будет голосовать двумя руками "за" временный гараж, если нет - двумя руками "против". Николай Камельков - один из таких жителей. Но он не "против" и не "за". Про его гараж сейчас можно сказать: он пока еще есть, но его еще нет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах