aif.ru counter
25

Город, где ищут ошибки врачей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ в Омске 15/11/2006

Омск - один из немногих городов Сибири и Зауралья, в котором пациенты, пострадавшие от действий врачей, отстаивают свои права не хуже, чем в какой-нибудь Америке.

Так утверждает Алексей Панов, директор Омского Центра медицинского права. Видимо, знает, о чем говорит. Он имеет солидную юридическую практику: работал начальником отдела в Омском областном бюро судебно-медицинской экспертизы, и вот уже который год возглавляет Центр медицинского права, помогает людям, попавшим в беду. А не так давно Панов вошел в состав Общественного совета при Росздравнадзоре РФ. Теперь в "высших эшелонах" есть наш человек.

- Алексей Валентинович, Центр медицинского права был создан в Омске семь лет назад. Это произошло потому, что в нашем городе стали хуже лечить?

- До недавних пор проблем с качеством медицинского обслуживания в Омске, как и во всей России, "не было". Еще несколько лет назад термин "врачебная ошибка" не звучал не только из уст судей, но и пациентов. Считалось, что доктор всегда прав. И каким бы ни был исход лечения, человек безропотно принимал свою судьбу. Мы решили покончить с этим.

- Ваша организация отнюдь не благотворительная. Вы берете за свою работу деньги...

- Да. Мы помогаем людям составлять исковые заявления, а затем представляем их интересы в суде. Все это наши клиенты оплачивают, однако их издержки по решению суда возмещает ответчик. Наш Центр принимает в производство дела, в которых видит реальную перспективу. За все время работы рассмотрено около 70 исков. Из них в судах выиграно около 80% дел. Я не считал, сколько денег больницы выплатили пострадавшим пациентам с нашей помощью - не в этом смысл нашей работы. Главное не только в том, что наши клиенты получили материальную компенсацию, - они обрели веру в справедливость.

Посредник между властью и больным

- Недавно в Москве был организован Общественный совет по защите прав пациентов. Вы вошли в него и, наверно, можете сказать, для чего он создан и может ли помочь рядовому пациенту - из глубинки, из провинции - например, тому же омичу.

- Года три назад в своих посланиях наш президент стал говорить о том, что нужно платить медицинским учреждениям не за факт самого существования, а за то, что они делают, как работают с конкретным больным. Мысль здравая, и было бы неплохо, если бы она появилась у руководства страны пораньше. Власть наконец-то обратила внимание на плачевное положение с правами пациентов и начала принимать конкретные меры, правда, лишь после того, как доверие граждан к органам власти уже утеряно. Так был создан Общественный совет при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Задача этой организации - доводить до "высоких" инстанций те проблемы, которые возникают у пациентов "на местах". Наш Центр будет "посредником".

- Насколько мне известно, в Совет вошли весьма влиятельные люди, но все больше из столицы. Из Зауралья, кроме вас, нет никого. Что же, кроме Панова, никто не достоин представлять в Москве азиатскую часть России?

- Без ложной скромности, скажу, что во всем Зауралье работает лишь один Центр медицинского права - наш, омский. По количеству исков от пострадавших пациентов мы - передовики, и наши суды уже привыкли к таким процессам. А вот в Новосибирске, Екатеринбурге, Тюмени, Кургане нет организаций, подобных нашей. А в одиночку люди боятся идти в суды, не знают своих прав, не хотят осложнений, не верят в то, что им помогут. Названные города - крупные, и клиник в них едва ли не больше, чем в Омске. Можно предположить, что и врачебных ошибок там не меньше...

Дорогое здоровье

- Какие дела вы могли бы назвать самыми громкими или "дорогими"?

- Иск в три миллиона рублей предъявила больнице омичка Тамара Федорова. Четвертый год она судится с врачами, которые во время операции повредили ей желчный проток. Теперь стоит вопрос о ее трудоспособности, а ведь она совсем молодая женщина.

Тяжба Павла Макарова с больницей длилась почти шесть лет. В его крови нашли вирус гепатита, но пациенту об этом не сообщили, а обнаружили случайно через два года. Болезнь у Павла прогрессировала, а ведь за упущенное время могла быть излечена. Ему выплатили компенсацию в размере более 50 тыс. руб.

Во время родов у пациентки возникло сильнейшее кровотечение. Понадобилось срочное переливание, но в запасах роддома крови оказалось мало. Из-за этого реанимационные мероприятия были проведены с опозданием, роженица скончалась. Суд взыскал с роддома в пользу детей и родителей погибшей 302 тысячи рублей. Процесс шел полтора года.

- Сейчас СМИ пестрят публикациями о неудачных операциях в области пластической хирургии. В Омске есть такая проблема?

- Мы довели до суда несколько случаев. К примеру, после операции в частной клинике у молодой пациентки остались на руках некрасивые рубцы, подтяжку кожи на лице ей сделали некачественно, а ведь женщина шла под нож ради красоты. Больница, видимо, опасаясь огласки и потери репутации, поспешила выплатить даме компенсацию в размере 30 тыс. руб. Вспоминаю и другой случай, который можно было назвать курьезным, если бы пациентка не впала в такой шок. Во время манипуляции по удалению жировых отложений в области живота ей вырезали и...пупок. Без этого образования существовать можно, это - не жизненно важный орган, однако женщина утверждала, что ей искалечили всю жизнь: мужчины теперь на нее не смотрят. Мы заявили иск на возмещение урона размером в 60 тыс. руб. Клиника пошла на мировую и выплатила ущерб.

Во всем виноват...

- Нарисуйте социальный портрет вашего клиента.

- Мужчины жалуются на врачей редко: 5-7% от общего количества наших клиентов, не больше. И то в случаях "из ряда вон": когда нанесен тяжкий вред здоровью. Большинство обращений поступает от женщин в возрасте после 30, с определенным жизненным опытом. Все жалобы - по делу, безосновательных практически нет. Это на Западе и в Америке пациенты практикуют "раздувать" скандалы, чтобы содрать с клиник кругленькие суммы. Русский человек идет в суд только тогда, когда действительно становится невмоготу.

Среди врачебных ошибок у нас "лидируют" оперативные вмешательства, особенно связанные с гинекологией и родоразрешением. Эти сферы медицинской помощи сами по себе очень сложны, и последствия некачественных услуг катастрофические: женщина может остаться без детородного органа, может потерять ребенка...

- Почему же все-таки врачи не прекращают делать ошибки? Ведь в их распоряжении диагностическая аппаратура, современные методики...

- Говорить, что во всем виноват врач - это абсурдно. Мы приходим к врачу с теми болячками, которые получили не по его вине, а в результате своего образа жизни. Никто не любит ходить по больницам. Может быть, это наша национальная черта. Разговоры о здоровом образе жизни нас раздражают, мы не любим заботиться о своем здоровье - мы не любим себя. Диспансеризация, которая сейчас начала проводиться, направлена в первую очередь на то, чтобы выявить недуг уже на начальной стадии. Только вот опять же желающих мало, и это - наша ошибка.

А врачи допускают свои, профессиональные, ошибки, и это - не национальная, а профессиональная черта. Почему обувщики выпускают плохие сапоги, почему строители возводят плохие дома? Это уже скорее философский вопрос...

Кстати

По мнению юристов, причиной врачебных ошибок чаще всего становятся:

- в 20 - 22% случаев - недостаточное обследование пациента;

- в 16% - невнимательное изучение медицинской карты;

- в 6% - неправильное истолкование результатов лабораторных анализов.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах