Примерное время чтения: 4 минуты
55

Кому нужен погорелец?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ в Омске 25/10/2006

Порядка 15 омских семей ежедневно лишаются крова в результате пожаров. Неучтенными остаются только слезы, упреки, скандалы в кабинетах чиновников.

Резервного фонда жилья в городе нет. А чтобы получить от государства материальную помощь, погорельцам приходится оббивать пороги многочисленных инстанций, собирая справку за справкой.

Сколько "стоит" пожар?

Пожар на улице 5-я Линия вспыхнул в три часа ночи. Горел частный дом. Виктор Хавалкин, его хозяин, едва успел выскочить на улицу. В следующее мгновение рухнула обгоревшая крыша. Единственное, что удалось вытащить из огня - это документы.

- Пожарники "отвоевали" у пламени стены, но восстановить дом все равно невозможно, - рассказывает Виктор, не скрывая слез при виде обугленного жилища. - Оно досталось мне от родителей. Здесь я вырос.

Теперь погорелец вынужден снимать квартиру. Денег на строительство у него нет, а от материальной помощи властей он отказался.

- Чтобы получить 15 тысяч, мне предложили собрать кучу бумажек, - говорит Виктор. - А стоимость некоторых из них в копеечку выйдет. Поэтому я не стал тратить время и нервы на бесполезные мытарства по чиновничьим кабинетам.

В отличие от здорового и работоспособного Виктора Хавалкина пожилой погорелец из села Богословка Омского района - 66-летняя Таисия Федорова - решила помощью государства воспользоваться. Рассчитывать на свои силы в восстановлении хозяйства ей не приходится. "В марте этого года у меня сгорел дом со всем нажитым годами скарбом, - пишет в редакцию "АиФ" в Омске" пенсионерка. - На старости лет осталась без угла. Обращалась в МЧС, писала письмо губернатору - обещали помочь. Но все обещания так и сотались на бумаге".

В сельской администрации бедам старушки посочувствовали, сказав, что рады бы поддержать. Но как? Свободного жилья в деревне нет, как, впрочем, и лишних денег. Обычно погорельцев временно размещают в больницах, реже - в общежитиях, но ни того, ни другого в селе не было. Старушка перебралась на время в город к сыну.

Кое-какими вещами и продуктами Таисии Федоровой помогло управление министерства труда и соцразвития по Омскому району. И лишь спустя полгода после подачи пенсионеркой заявления, ей оформили субсидию в размере 19 тысяч рублей. Но для этого пенсионерке пришлось приложить немалые усилия, чтобы собрать целый список необходимых справок.

Начальник областного управления МЧС России Владимир Гуржей считает, что за 20 тысяч пенсионерка может купить в селе жилье. Но Таисия Федорова, как и глава поселка, уверены в обратном: более или менее приспособленный для жизни дом стоит здесь как минимум 200 тысяч. А выделенных пенсионерке денег вряд ли хватит на ремонт. Восстанавливать сгоревшее жилье она начала собственными силами, устав ждать помощи властей. Как-никак, а октябрь на дворе.

Чересчур неприкосновенный запас

На случай бедствий в комиссии по чрезвычайным ситуациям припасено в этом году 11 млн 200 тыс. Третья часть этих денег, как правило, идет на помощь погорельцам. Но парадокс: общий материальный ущерб от пожаров только в текущем году уже составил 57 млн рублей.

Недавно мэр постановил выплачивать омичам-погорельцам из резервного фонда города не более 25 тысяч рублей. Лет десять назад, до дефолта, такие деньги могли быть ощутимой поддержкой для человека, потерявшего все, но сегодня они выглядят как насмешка. Однако эти средства не так легко получить даже с помощью депутата Городского Совета.

- Обычно мы выступаем доверенным лицом погорельцев, - отмечает депутат Николай Иванов. - Просим денег на ликвидацию последствий пожара, а нам дают ответ: может быть, когда-нибудь чего-нибудь дадим, может - нет. Ну что это такое? И практически все депутаты в таком положении. А ведь еще пару лет назад нуждающиеся люди получали помощь в течение трех дней.

Между тем, по закону, люди, дома которых пришли в негодность из-за стихийных бедствий, имеют право на получение жилья вне очереди. Только не ясно, можно ли считать пожар стихийным бедствием? Очевидно, законодатели понимали стоящую перед ними задачу: переложить ответственность за благосостояние граждан с государственных плеч на личный кошелек пострадавших. Получается, что спасение погорельцев, как и утопающих, - дело их собственных рук.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах