Могли бы менять сети, заниматься ремонтом, но их работа в этот день - ограничение подачи воды и установка заглушек на канализацию злостным неплательщикам. По закону произвести такое можно с каждым потребителем, который не платит в течение определённого времени, но в многоквартирных домах «отрезать» одно помещение от воды практически невозможно, поэтому там ставят заглушки на водоотведение. В частном секторе возможно индивидуальное отключение, но и тут к нему прибегают только в качестве крайней меры.
Сорванная пломба
Сегодня цель сотрудников водоканала - посещение семи домов в старом Кировске. Люди, постоянно пользуясь водой и канализацией, не платят за блага цивилизации по нескольку лет, накопили огромные долги. Несмотря на неоднократные предупреждения, в абонентский отдел не приходят, никак не пытаются повлиять на ситуацию, хотя могли бы написать заявление об оплате задолженности в рассрочку. В одном из домов, где прописано шесть человек, ещё год назад сорвали пломбу со счётчика и не предпринимают никаких попыток ввести прибор учёта в эксплуатацию. Понятно, что даже при наших невысоких ценах на холодную воду при оплате (точнее, неоплате) за шестерых по нормативу за несколько месяцев накопилась немалая сумма - 12 тыс. руб.
«В отношении всех должников применяется одинаковая схема, - рассказывает руководитель группы по работе с дебиторской задолженностью Елена Гапанович. - Для начала мы несколько раз уведомляем об имеющейся задолженности; если потребитель не предпринимает никаких шагов по оплате или оформлению рассрочки, подключаются юристы, начинается оформление исков в суд. В качестве крайней меры должнику отправляется ещё одно уведомление, которое обязательно вручается под роспись, о том, что ему даётся ещё месяц на решение вопроса, в противном случае будет произведено ограничение».
Завидев специализированную технику водоканала (напомним, от основной работы отвлекаются две бригады, одна ограничивает потребление воды, вторая - канализации), хозяева одного из домов тут же уезжают. Через закрытую дверь кто-то из домочадцев объясняет: приставы якобы весь долг высчитали, владелец поехал «выяснять отношения» в водоканал. Почему не предъявить на месте документы об оплате сотрудникам - остаётся загадкой. Сведений об оплате нет, поэтому контролёр составляет акт об отключении, слесарь бригады спускается в колодец. В хитросплетениях частных сетей важно найти и перекрыть именно нужный вентиль; его также пломбируют.
«Теперь абоненту будет выставлен дополнительный счёт за отключение/подключение, - объявляет Елена Гапанович. - Он составляет 3000 руб. Только после оплаты долга и этого счёта бригада выедет и восстановит услугу».
Головокружительный долг
Сумма долга в следующем доме поражает воображение - 21 000 руб. Хозяйка не платит за воду с 2015 года! Она показывает контролёру колодцы, но категорически отказывается общаться с журналистами. Соседка, которая вышла на улицу, завидев машины, объясняет, что устала с ней бороться - женщина ни за что не платит.
Здесь тоже отключают воду, но слабо верится, что когда-то долги оплатят. Но хоть накапливаться они не будут.
493 млн руб. - долг омичей за холодную воду.
Похожая ситуация в каждом из домов сегодняшнего рейда - люди не платят как минимум год-полтора, общая сумма долга всех семи домовладений - 66 тыс. руб. При этом должники беззастенчиво пользуются водой - она же бежит из крана! Почему у многих сложился стереотип, что это «халява», непонятно. Никому не приходит в голову ходить в магазин и ежедневно брать там продукты, обещая когда-нибудь расплатиться. Почему люди «забывают», что вода - такой же продукт, который стоит денег?
К сожалению, тенденция увеличения задолженности сохраняется на протяжении несколько лет, хотя в Омске тариф на холодную воду один из самых низких в Сибирском федеральном округе.
«Из-за резкого увеличения задолженности абонентов за оказанные услуги компания вынуждена прибегать к крайним мерам. По сравнению с началом года долг населения перед омским водоканалом вырос на 45 млн руб. и составил 493 млн руб. У жителей многоквартирных домов долги увеличились более чем на 9%, а в частном секторе - на 16%, - объясняет коммерческий директор АО «ОмскВодоканал» Ольга Смиковская. - В условиях недофинансирования предприятию сложно оказывать качественные услуги водоснабжения и водоотведения, обеспечивать производственные объекты необходимым запасом материалов и реагентов, проводить замену изношенных трубопроводов. Поэтому мы призываем абонентов, имеющих задолженность, не доводить ситуацию до применения крайних мер. В случае финансовых трудностей потребители могут обратиться в любой офис компании и оформить рассрочку».
Между тем водоканал поощряет клиентов, своевременно оплачивающих квитанции. Так, 500 жителям Омска в июле были начислены призовые кубометры воды по акции «Кубометры в подарок». И такую практику здесь готовы продолжить.