В нашем регионе две глобальные экологические проблемы - бесконечные подтопления и излишки грязной воды, а также несанкционированные мусорные свалки. Специалисты отрасли связывают их наличие с отсутствием государственного контроля и уголовной ответственности.
Ежегодный заплыв
«В августе прошлого года из-за незаконных сбросов в ливневую городскую канализацию мы зафиксировали превышение уровня загрязнённости в 56-58 раз, - рассказывает Сергей Ерёмин, заместитель руководителя управления Росприроднадзора по Омской области. - Ливневые канализации в городе сегодня вообще никто не контролирует, они бесхозные».
Виновники подтоплений - сотни несанкционированно построенных дренажных систем; выгребные ямы в частном секторе, которые находятся за границами водоотведения; ливневые канализации с истекшим сроком эксплуатации; новые ливнёвки, бездумно врезанные в изношенные сети. И весь этот хаос в прямом смысле топит город, когда на поверхность поднимаются грунтовые воды. Специалисты утверждают, что по ул. Б. Хмельницкого вода ежегодно прибывает на 17 см! На ул. 1-ой Заводской полно болот, поросших камышом, которых ещё 7-12 лет назад не было. За последние три года произошла вымочка лесов и в Ленинском округе.
На 17 см в год поднимается вода в Омске.
«В городе множество брошенных искусственных прудов, замусоренных, никому не нужных, - продолжает Сергей Борисович. - Мы предлагаем городу сдавать их в аренду. Желающих построить на них свой бизнес, связанный с рыбалкой и отдыхом, много».
В общем, необходим государственный контроль за всей ливневой системой, соблюдение порядка выдачи разрешений на новые дренажные системы и их постепенное строительство, которое позволит «просушить» Омск.
С вывозом и хранением мусора ситуация аналогична. Разрешение на работу есть лишь у полигона в селе Надеждино.
Намусорили
Да и тот может прекратить вскоре работу из-за бюрократических препон. Альтернативу власти предлагают в виде временных накопителей мусора, куда отходы можно привозить в течение 11 месяцев. Вот только транспортные компании, перевозящие мусор, такой исход не устраивает - их затраты в этом случае вырастут.
Александр Матненко |
«Всему виной подход к мусорному бизнесу. Мы всё отдали в частные руки и никак не контролировали процесс, - рассказывает Александр Матненко, заместитель министра экологии и природных ресурсов по Омской области. - Частник не был заинтересован в том, чтобы вкладывать средства в строительство новых площадок, сортировочных центров. 500-600 тыс. тонн отходов, производимых городом ежегодно, вывозили куда угодно. Сейчас государство планирует предоставлять в пользование пять центров по накоплению и сортировке мусора».
Увеличить прибыль поможет вторичная переработка и «умное выбрасывание». Но такое в Омске не приживается.
Юрий Бибиков |
«Мы проводили эксперимент в различных округах, - комментирует Юрий Бибик, начальник отдела благоустройства департамента городского хозяйства администрации г. Омска. - В цветные контейнеры для раздельного сбора мусора сваливали всё подряд. Есть задумка установить несколько площадок, куда люди могли бы приносить стеклотару, бумагу, картон, пластик, алюминиевые банки и получать за это деньги».
«Чтобы перейти на систему сбора и утилизации по европейской модели, необходимо вести экологические уроки, - говорит Галим Шамсутдинов, директор по производству ресурсоснабжающей организации. - А гражданам раздавать бесплатно пакеты для разных отходов».
История нас не учит, или рукотворное бедствие
Оттепель в середине февраля напомнила о приближении весны. Зима, возможно, ещё вернётся морозами, но последними.
Неизбежно поднимется солнце, растопит снег, потекут ручьи, и снова все вместе и поодиночке без ощутимых результатов будем бороться с явлением, ставшим привычным для омичей: затоплением и подтоплением территории.
Городу скоро три века, а всего лет 50 назад о таком явлении и не подозревали. Да и трудно было представить, что местность, расположенная на 25-50 метров выше уровня рек Оми и Иртыша, может быть затопленной. Люди тогда отлично понимали, что от воды загородиться невозможно, и нужно пропускать её беспрепятственно к рекам. За канавами, по которым вода стекала в реки, следили, их очищали. А при застройке новых кварталов создавали новые ливнесбросы. Местные сбросные канавы впадали в более крупные, идущие к рекам.
От воды загородиться невозможно.
Таким образом складывалась система сброса паводковых и ливневых вод. С технической точки зрения она не была совершенной. В иные годы наблюдалось затопление паводками отдельных кварталов, но в любом случае вода уходила, не успевая просочиться под землю. Люди не знали, что такое подтопление: воду в колодцах брали с глубины 6-11 метров. Не беспокоило и морозное пучение.
В те неподтопляемые времена город пересекали лога, а там, где их не было, создавались «магистральные» каналы, впадающие в реки Омь и Иртыш. Теперь трудно сказать, где проходили эти сбросные «коллекторы».
А что сегодня? Хозяйственная «деятельность», проектирование и строительство без должной гидрологической экспертизы. Воде нигде не дают стекать в реки. А она, несознательная субстанция, просачивается под землю, попутно заполняя подвальные помещения. Ей это не так просто сделать в тяжёлых омских суглинках. Но уж коли она туда набралась, то уходит нескоро. Вносят свою «лепту» и протекающие омские водопроводы.
Думается, нетрудно догадаться, что затопление и подтопление Омска - не стихийное бедствие, вызванное непредсказуемой природой.
С каждой новой весной, с каждым половодьем возрастает ущерб от затоплений.
И. Ф. Кацман, генеральный директор ЗАО «ЦГТ»
Требуется понимание
Марина Журавлёва |
«С начала года объёмы закупки макулатуры в месяц снизились почти вдвое из-за резкого падения цены на неё, - говорит Марина Журавлёва, экономист ООО «Омсквторсырьё». - После введения запрета на экспорт макулатуры в декабре прошлого года заводы по переработке бумаги снизили объём закупаемой макулатуры почти вдвое из-за большого запаса на складах. Снижая закупочную цену на 10-20% каждые две недели, бизнес страдает. Неужели нельзя прийти к какому-то разумному компромиссу в этом вопросе?
В прошлом году ежемесячно мы закупали около 1500 тонн макулатуры, более 1 тонны пластиковых бутылок и не менее 40 тонн полиэтилена. При этом последние позиции не теряют своей популярности в регионе, поэтому и не покидают его пределов - всё раскупается здесь.
Вынужденные меры
Оксана Казначеева, заместитель председателя НП «Объединение экологических организаций Омской области»:
Оксана Казначеева |
- Если с 1.04.2016 г. единственный полигон, расположенный в Надеждино, закроют и не будет принято никаких решений по эксплуатации дополнительных объектов временного накопления отходов либо других альтернативных решений, наш город погрязнет в мусоре. Тариф на транспортирование вырастет в связи с увеличением «плеча» вывоза.
По информации, озвученной на совещании 15.01.2016 г., и калькуляциям, представленным мусоровывозящими компаниями, обслуживающими большую часть жилого фонда, обоснованный тариф на услугу по транспортированию отходов должен составлять 200 руб./м3. Это социально ответственный бизнес, добросовестные мусоровывозящие компании не бросают свои объекты, не загрязняют территорию, выполняют взятые обязательства. И несут дополнительные нагрузки в виде затрат на ГСМ, платы за размещение отходов, роста зарплаты, связанного с увеличением рабочего времени.
Сейчас от членов нашей организации готовится обращение в департамент городской экономической политики о рассмотрении вопроса повышения стоимости транспортирования отходов, входящей в состав платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам соцнайма жилых помещений государственного жилого фонда.
Смотрите также:
- Наладить контроль за выбросами. Что делать, чтобы регион стал чище? →
- Платим за каждый литр: у омичей появится квитанция за вывоз мусора →
- Чистота по-зимнему. Как в городских дворах убирают снег? →