Бурные споры вокруг капремонта не утихают до сих пор, хоть и квитанции приходят к нам уже почти год. Одни их оплачивают, другие просто складывают в стопочку.
Многие омичи считают, что отдавать свои деньги в общий котёл не стоит. Якобы пока за твой счёт будут ремонтировать чужие дома, а когда очередь дойдёт до твоего дома, они уже обесценятся. Да и денег не хватит на всех, потому что неплательщиков много. Есть ещё вариант – спецсчёт, но его нужно выбрать на общем собрании, а организоваться собственникам квартир порой очень сложно.
В 2014 году в программу капремонта было включено 465 домов, в 2015 году – 1088 домов. На данный момент в 120 работы завершены. Около 511 находятся в той или иной стадии ремонта. В остальных домах ремонт ещё не начат, основная причина – низкая активность собственников, ведь без протокола общего собрания жильцов капремонт не может быть начат. В домах, жители которых не желают проводить собрание, работы начнутся в самую последнюю очередь.
К себе не пустим
«Мы совершенно случайно узнали о том, что входим в программу капитального ремонта. Наш дом состоит из 16 квартир, и было сравнительно легко организовать общее собрание, – объясняет Юлия Кох, собственник жилья в двухэтажном МКД, отремонтированном в прошлом году. – Мне не было жалко тратить свои силы на организацию собрания и согласование с жильцами, потому что три комнаты в моей квартире, заливал дождь в течение 15 лет. За три недели мы разобрались с документацией, ремонт сделали в течение двух с половиной месяцев. В течение гарантийного срока, а это пять лет, мы можем связаться со своим подрядчиком в случае возникновения каких-либо неисправностей.
Большая проблема программы капитального ремонта – низкая собираемость взносов. В среднем по России она составляет около 65%, в Омске на 1 января этого года – 70%. Обычно не платят отдельные граждане, но судебные дела заводятся на весь дом».
Но низкая активность людей – не единственная проблема, бывает и излишняя. Не так давно в Омске появилось так называемое некоммерческое партнерство содействия самоорганизации граждан. Его сотрудники агитируют собственников организовать общее собрание, расторгнуть договор с региональным оператором и заключить на перечисление взносов на капремонт в это некоммерческое партнерство. Но организация такого типа не имеет право являться владельцем специальных счетов, банк его не откроет. Деньги конечно можно перечислять на расчётный счёт НП, но с таким же успехом средства можно отдавать любой другой организации – уйти они могут в неизвестном направлении в любой момент. Сейчас на ремонт одного из таких домов не пускают подрядчика, выбранного фондом капремонта для проведения работ. При этом большинство омичей сетует на то, что к ним ремонт придут делать только через много лет. Здесь же пришли, но люди отказываются добровольно.
Кому платить деньги
Согласно Жилищному кодексу владельцем спецсчёта может быть ТСЖ, ЖСК, региональный оператор или управляющая компания. Как объяснили в омском министрое, перечень владельцев спецсчёта закрытый. В нём отсутствуют такие организации, как некоммерческие партнерства. Они не имеют права собирать средства собственников на капремонт. Получается, государству не отдадим – могут разворовать, лучше непонятно кому?
Оставили без крыши
За работой в рамках программы капремонту ведётся технический надзор. При увеличении сроков или при недобросовестном отношении на подрядную организацию накладываются штрафные санкции.
Постоянно растущие цены, тем не менее, могут в ближайшее время сказаться на сумме ежемесячных взносов – она увеличится. Возможно, скоро квитанции к нам будут приходить уже с другими числами.