Страсти по поверке. Уход за счётчиками приводит к обману

Срок поверки счётчика указан в квитанции. © / Алексей Витвицкий / АиФ

Эти бумажки содержат и иные элементы «серьёзного документа»: исходящий номер, на принтере напечатанные синие печати и подпись несуществующего начальника. Но больше всего доверчивых граждан пугает надпись «повторное извещение» и название компании: «Единая городская служба по учёту водоснабжения». Согласитесь, звучит торжественно.

   
   

Хотя по факту это лишь банальная реклама, размноженная на принтере и разложенная по многим почтовым ящикам областного центра. И это сразу видно при ближайшем рассмотрении: цифры в графах у всех одинаковые, да и взяты они по большей части с потолка; печать и подпись лишь выглядят настоящими, по факту они просто напечатаны синей краской, а не нанесены вручную; наличие бутафорского штрих-кода и непонятно куда исходящих номеров дополняет общую картину.

К сожалению, не все жильцы с таким критическим подходом разбирают домашнюю корреспонденцию: поскольку эти псевдоквитанции приходят одновременно с настоящими, представители старшего поколения относятся к ним серьёзно.

Подобные лжеизвещения часто попадают в почтовые ящики омичей. Фото: АиФ/ Александр Набатов

Тем более, что и текст сообщения пугает: со ссылкой на закон представители сомнительной конторы мотивируют людей поскорее провести поверку счётчиков воды, причём, естественно, в их компании. И многие на это ловятся, хотя срок поверки именно их домашних приборов учёта ещё не подошёл, да и вообще подойдёт совсем не скоро.

Жалобы на навязчивые звонки

Чтобы не попасть впросак, омичам есть смысл взять в руки не рекламу, а свою квитанцию от поставщика воды. Именно в ней указывается срок поверки конкретных счётчиков, а также в паспорте приборов учёта, приобретённых вместе с самими устройствами.

Ещё важно понимать, что никакой единственной и неповторимой конторы в этой ситуации не существует: компаний, которые могут проводить эту процедуру, на рынке сразу несколько.

«Единая городская служба по учёту водоснабжения», в моём понимании, навязывает услугу: у нас очень много жалоб от жителей, что им по телефону звонят и сообщают, что срок поверки заканчивается, - сокрушается коммерческий директор компании-поставщика воды Ольга Смиковская. - Люди верят звонившим им менеджерам, а не информации в официальной квитанции. Раньше наступления срока поверки никто не может вас заставить поверить эти приборы!»

   
   

СРОК ПРОВЕРКИ СЧЁТЧИКА УКАЗАН В КВИТАНЦИИ.


Начальник отдела рекламы Омского УФАС России Альберт Морозов уверен, что рассылаемые рекламные материалы «Единой городской службы по учёту водоснабжения» хоть и не полностью соответствуют всем требованиям к оформлению платёжного документа, но, тем не менее, имеют серьёзную схожесть с официальным документом. Тем более, в названии компании содержатся слова «единая» и «городская».

«Когда рядовой потребитель рекламы читает такое название, у него в голове возникает понимание, что в городе действует единственная подобная служба, да ещё и муниципальная! Появляется привязка к органам государственной власти, к которым существует доверие у населения», - объясняет интерес со стороны антимонопольщиков к подозрительной организации Альберт Морозов.

Корни в Карелии

В УФАС заведено уже два дела в отношении этой компании. Кстати, согласно реестру юридических лиц, такая организация на территории Омской области не зарегистрирована! Антимонопольщиками было установлено, что телефонные номера, указанные в квитанции, зарегистрированы на юрлицо в Петрозаводске. На запрос сотрудников ведомства пришёл ответ, что фирма осуществляет услуги колл-центра, а данный номер закреплён за индивидуальным предпринимателем, который зарегистрирован также в Петрозаводске, в том же здании что и колл-центр, только на другом этаже.

Предприниматель уведомил омский УФАС, что он лично и без помощи посторонних лиц изготавливал и рассылал по почтовым ящикам омичей ненадлежащую рекламу. Более того, он легко согласился уплатить штраф: тем более что для физического лица, ранее не привлекаемого к ответственности, сумма санкции составила всего 4 000 руб.

«С недавних пор в Омске рассылаются уже другие листовки той же организации, но уже с другим телефоном. Сейчас мы проводим проверку этого эпизода. Она привела нас в тот же колл-центр в Петрозаводске, но уже к другому ИП»,  - уточняет Альберт Морозов.

Начальник отделения УЭБиПК УМВД России по Омской области Константин Шрейнер объясняет, что у полиции есть сложности в документировании заявлений от граждан, поверивших в такую ненадлежащую рекламу:

«Это же касается и предложений по ремонту окон и продаж пылесосов или фильтров для воды. Ведь услуга, как таковая, оказывается в той или иной степени. Да, она навязывается, и человека склоняют к этому решению, но по закону уголовная ответственность наступает лишь за безвозмездное изъятие денежных средств. Во всех перечисленных мной случаях этого нет».