С приходом осени главная тема в информационном поле – подготовка города к зиме. В ближайшее время муниципалитету предстоит получить паспорт готовности к очередному отопительному сезону. Что стоит за этим документом с точки зрения организаций, обслуживающих жилой фонд?
С этим и другими вопросами мы обратились к генеральному директору управляющей компании «Левобережье» Олесе Воропаевой.
Начинаем заранее
Марина Неупокоева, «АиФ в Омске»: Олеся Зиновьевна, кажется, совсем недавно завершился прошлый отопительный сезон, и вот уже буквально через две-три недели стартует очередной. Когда управляющая компания «Левобережье» начала подготовку к нему и в чём она заключалась?
В этой работе тесно взаимодействуем с поставщиками ресурсов. Их деятельность регламентирована Правилами технической эксплуатации инфраструктурных систем. В соответствии с этим документом ресурсоснабжающие организации выдают каждой управляющей компании перечень требований, которые необходимо выполнить при подготовке жилого фонда к зиме. Там много пунктов, не только по системам теплоснабжения, но и по отводу талых вод от зданий, по гидроизоляции конструктивных элементов и даже по освещению.
Но самый трудоёмкий и ответственный пласт работы - это, конечно, приведение в надлежащее состояние тепловых коммуникаций. Проведение гидравлических испытаний, опрессовка, установка терморегуляторов, ремонт элеваторных теплоузлов, запорной и регулирующей аппаратуры, замена прокладок, регулировка кранов и т. д.
Вместе со специалистами ресурсоснабжающих организаций мы обсуждаем и устанавливаем расчётный диаметр сопел на узлах подачи тепла в дом. Где требуется - производим регулировку. На предстоящий отопительный сезон уже для 100% домов установили эти нормативы и представили поставщикам тепла, 65% получили от них подписанные акты. К 1 сентября полностью закроем этот вопрос. Уже сейчас у нас жилой фонд готов на 98% к очередному отопительному сезону. Оставшиеся четыре дома будут готовы также к 1 сентября.
Мы ставим перед собой задачу получать акты готовности без замечаний, и у нас замечаний нет. В этой связи хотелось бы, чтобы ресурсоснабжающие организации учредили какой-то поощрительный знак и отмечали им своих лучших партнёров из числа жилищников за качественную и своевременную подготовку к зиме.
Опыт и компетентность
- У вас в зоне ответственности разные дома - и современные многоэтажки в центральной части Левого берега, и панельные хрущёвки в Старом Кировске, есть даже здания 1936, 1939 и 1944 годов постройки. В чём принципиальное отличие и сложность работ по подготовке к зиме такого многообразного жилого фонда?
- В том, что для этого необходимо наличие разноплановой квалификации у специалистов. Новостройки с автоматизированными тепловыми узлами, дома с узлами элеваторного типа, старые бесподвальные строения - в каждом случае подход индивидуальный.
У нас в компании работают инженеры и теплотехники со специальным образованием. Они учились этому и знают, как готовить к зиме и обслуживать ту или иную систему. Несмотря на то что в отрасли на протяжении долгого времени наблюдается серьёзный кадровый голод, наша компания - это команда профессионалов. Знание оборудования, опыт работы и стремление повышать свою квалификацию - этого у наших сотрудников не отнять. На мой взгляд, это самая важная и ценная составляющая каждого коллектива.
- Три года назад в январе во всём городе, и на Левобережье в том числе, люди жаловались на холод в квартирах. Причиной послужили новые правила, регулирующие нормативы подачи тепла у ресурсоснабжающих организаций. Прошлая зима была относительно тёплой, и таких проблем не было. Ждать ли повторения ситуации, если нынешняя вновь будет морозной?
- Да, проблемы были тогда во всём городе, и мы задавали вопросы ресурсоснабжающим организациям. Должна сказать, они учли все минусы, и сейчас наша совместная работа в этой части хорошо отлажена. Например, в прошлом году, как только поступала жалоба от жильцов, мы приглашали специалистов из компании-поставщика тепла, комиссионно выезжали на место, обследовали и регулировали систему. Ошибки расчётов возможны, но это решаемая задача. Надеюсь, следующей зимой процесс регулирования систем отопления и решения проблемы холода в квартирах омичей будет таким же оперативным и мобильным, как и в прошлом году.
- Насколько охотно жители многоквартирных домов откликаются на энерго- и ресурсосберегающие инициативы? Готовы ли люди за это платить?
- Конечно готовы, ведь это напрямую влияет на комфорт и качество жизни. Приведу такой пример: у нас жители 10-го и 11-го микрорайонов много лет замерзали зимой в своих квартирах, несмотря на то что платили по квитанциям за тепло. Дело в том, что активная жилая застройка Левобережья серьёзно повышает нагрузку на существующие сети теплоснабжения и их мощности попросту не хватает. Коммуникации не выдерживают, их нужно менять. Эту задачу сейчас решают теплоснабжающие организации.
Мы же со своей стороны предлагаем собственникам устанавливать в домах автоматизированные тепловые узлы, которые позволяют автоматически регулировать параметры теплоносителя в соответствии с температурой наружного воздуха. В 10-м микрорайоне уже около 30% домов переоборудовали. Люди охотно идут на эти мероприятия, включают эту статью расходов в планы капитального ремонта за счёт финансирования со спецсчетов. В этом году мы также модернизируем несколько домов, запланированы работы и на следующий год.
О проблемах объективно
- А есть у вас на территории обслуживания проблемные дома? Приходилось ли брать на себя ответственность за такие, от которых отказались другие управляющие компании?
- Такие дома есть, мы с ними работаем, но в решении проблем таких домов должно участвовать и государство. Я понимаю, что жителям нужна помощь, но управляющие компании совершают все действия по обслуживанию дома исключительно за счёт средств собственников квартир в этом доме. Мы не имеем права проводить перекрёстное субсидирование и за счёт других домов обслуживать так называемые брошенные дома.
Надо признать, что у нас значительная часть жилого фонда строилась когда-то, как временное жильё. Государство обещало его расселить и дать людям квартиры, но потом самоустранилось. А проблема осталась, и её не поднять ни жильцам, ни управляющим компаниям без участия государства. Нужно программное субсидирование, чтобы денег хватало на комплексный ремонт и качественное обслуживание такого дома, а не на латание дыр в «тришкином кафтане».
- Следующий вопрос не совсем по адресу, и всё-таки, люди часто обращаются с ним именно в управляющую компанию как в самую близкую, доступную и понятную структуру. Почему мы так много платим за тепло? И можно ли надеяться, что платежи будут уменьшаться?
- Действительно, вопрос не по адресу, я не специалист в сфере организации процесса ресурсоснабжения, но как обыватель думаю, что надеяться на это не стоит. По той простой причине, что мы живём в Сибири. И на то, чтобы согреть город зимой, работает огромная махина. Это котельные, сети, запасы топлива и т. д. - нужно строить, содержать, своевременно ремонтировать, в огромных объёмах закупать мазут или уголь. Таким образом, климатические условия, в которых мы живём, серьёзно влияют на стоимость услуги теплоснабжения.
И стоимость эта складывается не по прихоти ресурсоснабжающих организаций, а исходя из объективных данных - сроков эксплуатации оборудования и материалов, степени изношенности коммуникаций, условий, стимулирующих коррозию металлов. И конечно, титанического труда людей. В Европе теплоснабжение жилья - очень дорогое удовольствие. В чопорной Англии, допустим, зимой домовладельцы отапливают только одну комнату. Там популярны грелки для кроватей. А у нас тепло заведено в каждую квартиру и доступно любому собственнику. Мы можем позволить себе ходить зимой по дому босиком. А теперь вопрос: это точно дорого? Конечно, будет здорово, если технический прогресс позволит сделать эту услугу дешёвой. Я только за.