Копнём глубже. Кто разгребёт завалы мусорной реформы?

Контейнерные площадки зачастую превращаются в места свалок. © / Максим Кармаев / АиФ

Мусоровозы регоператора на протяжении трёх лет ежедневно появляются во дворах многоквартирных домов и на территории частного сектора, однако чище от этого город не становится.

   
   

Контейнерные площадки зачастую не соответствуют санитарным и техническим правилам.

Не всё мусор, что на свалке

Люди несут сюда всё ненужное, не задумываясь, что созданы эти площадки для накопления ТКО, к которым не относятся растительные и строительные отходы или автомобильные шины. А вот регоператор, наоборот, в мусорных кучах очень даже разбирается - чужого не возьмёт, лишний раз не вывезет. К примеру, крупногабаритные отходы (КГО), в отличие от других твёрдых коммунальных, «Магнит» вывозит лишь раз в неделю. Поэтому порой и возникают рядом с мусорными баками стихийные свалки. Регоператор утверждает, что такие случаи точечные, а причиной несвоевременного вывоза называет неправильно припаркованный во дворе легковой транспорт, из-за чего мусоровоз не может проехать к площадке. Кто в этом случае прав, кто виноват - попробуй разберись.

Одинокие контейнеры редко бывают пустыми. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

«Любая попытка омичей проверить своевременность вывоза ТКО и КГО с площадки вблизи своего дома натыкается на препятствия: регоператор не даёт почасового графика, а надзорные органы из-за моратория на проверки не могут проверить. Но в тех домах, где установлена система видеонаблюдения за придомовой территорией, есть статистика, что в летнее время выкатные контейнеры с мусором у входов в подъезды простаивают часами в ожидании приезда мусоровоза, - говорит исполнительный директор регионального центра «ЖКХ контроль» Мария Заздравных. - Отследить соблюдение графика вывоза можно по маршрутным журналам или с помощью системы ГЛОНАСС. Но в силу Правил предоставления коммунальных услуг эти данные не ведут автоматически к перерасчёту платы для потребителей за нарушение графика. А получить такие сведения непросто. Регоператор же не составит на себя акт о ненадлежащем оказании своих услуг и не произведёт перерасчёт».

Долг платежом красен

По информации регоператора, сегодня десятки тысяч омичей имеют просроченные платежи за вывоз мусора. В таких случаях задолженность взыскивается через суд, и этим должники сами себя наказывают, так как помимо основного долга им приходится оплачивать ещё пени, судебные расходы и исполнительный сбор.

Даже после уборки на месте остаются кучи мусора. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

В отличие от жителей, вносящих взнос в борьбу с мусором (кто добровольно, кто по судебным искам), далеко не все юридические лица заключили договоры с регоператором. Не все спешат официально обозначить себя и свою деятельность. Причём часто такие нерадивые бизнесмены устраивают несанкционированные свалки. Самовывоз мусора им обходится дешевле, чем предлагаемые услуги регоператора. Но всё это до поры до времени, ведь можно и на крупный штраф нарваться.

«Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с регоператором носит характер публичной оферты и считается заключённым вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя. Если юрлицо самостоятельно не связалось с регоператором, не сообщило корректные сведения о себе, на таких уклонистов подаём в суд», - поясняет начальник отдела внутренних и внешних коммуникаций регионального оператора «Магнит» Марина Прожога.

   
   

Из отходов во вторсырьё

Количество контейнеров не влияет на качество их уборки. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

Но у любой медали есть и оборотная сторона. К примеру, в департаменте городского хозяйства Омска считают, что реализация мусорной реформы, несмотря на имеющиеся недочёты, в целом улучшила ситуацию в плане благоустройства.

«Информацию о нарушениях можно оперативно передать регоператору, логисты своевременно её отрабатывают. Не бывает такого, чтобы мусор лежал неубранным на контейнерных площадках неделями. К тому же система позволяет отследить потоки ТКО. Раньше в Омске было несколько открытых свалок, куда мусор вывозился бесконтрольно, теперь они будут рекультивированы», - подчеркнул заместитель директора департамента городского хозяйства Николай Машков.

Отметим, что в Омске работают два завода по обработке отходов. Сюда на сортировку попадает около 70% от общего объёма мусора. Из вторсырья местные переработчики производят вёдра, мусорные пакеты, тротуарную плитку и другие товары.

Кроме того, в этом году Омск приступил к экспериментальному проекту по введению раздельного сбора отходов.

Кто за что в ответе?

Олеся Воропаева, генеральный директор УК «Левобережье»:

«Мусоровывозящие организации рег­оператора снизили качество обслуживания. Когда это входило в обязанности управляющих компаний, город был в чистоте, сейчас повсеместно кучи мусора. Люди возмущены, от них поступают жалобы. Непонятно, зачем мы убеждали население в том, что мусорная реформа улучшит качество проживания, будут построены сортировочные заводы, мусор будет своевременно вывозиться, не будут появляться несанкционированные свалки. В итоге пришли к тому, что из того обещанного базиса, на котором строился новый закон, ничего нет. Как граждане должны относиться к тому, что они стали платить не на сколько-то больше, а в разы, при том что качество услуги значительно ухудшилось?

Раньше люди не задумывались, какой мусор выносят: строительный он или это растительно-древесные отходы. Всё вывозили управляющие компании. Сейчас, чтобы вывезти растительные отходы, УК должны заключить отдельные договоры. А за чей счёт, источник финансирования какой? Опять же платежи граждан. Люди и так получили платёж больше, а теперь ещё и внутри своей платы за содержание и ремонт жилья им приходится выделять дополнительные средства. Раньше, по сути, та же самая работа проводилась, но только за меньшую плату. Почему мы должны тщательно изучать, к какой категории относятся строительные отходы и должен ли регоператор их вывозить? Я не говорю о капитальном ремонте, в сметах управляющей компании заложены средства на вывоз ТКО после его проведения, речь идёт о ремонте, проводимом жителями дома.

При проведении сезонных субботников город превращается в огромный мусорный полигон. И вопрос этот не решается. А где социальная ответственность бизнеса? Регоператор отвечает на это просто: «Это не наши заботы». А чьи это заботы? Больше ни у кого нет платежей, поступающих на расчётный счёт на эти виды услуг. Раньше был прямой рычаг воздействия на нарушения - рубль. Не вывезла нанятая организация мусор своевременно - акт составили, штраф выписали. Поэтому и в субботники помогали вывозить мусор школам, детским садам, КТОСам.

Мусорные контейнеры оставляют желать лучшего. Почему регоператор не бережёт имущество? Контейнеры раньше служили годами, а сейчас и одного года эксплуатации не выдерживают. И опять этот вопрос ложится на плечи жителей, потому что приобретение нового оборудования идёт в счёт средств платы за содержание и текущий ремонт, от регоператора этого не добиться, хотя порча имущества происходит по вине его сотрудников, не умеющих аккуратно работать. При этом ни у кого нет никакого влияния на них».

Возчик, нажми на тормоза

Павел Белоусов, директор УО «Коммунсервис»:

«Беспокоит вопрос халатного отношения возчиков к исполнению своей работы. Во-первых, это касается небрежного обращения с оборудованием контейнерных площадок. При погрузке контейнеров в мусоровозы работники не соблюдают элементарных правил, не проявляют аккуратности, что приводит к быстрому износу тары для мусора. А происходит это потому, что оборудование их организации не принадлежит и, следовательно, отвечать за него им не приходится. Контроль никем не осуществляется. Исправлять чужие ошибки приходится управляющим компаниям за свой счёт. Расходы за ремонт контейнеров производят УК, хотя в тариф по содержанию контейнерной площадки этот пункт затрат не включён.

Возчика не беспокоит также и организация качества работы по подбору мусора. Из контейнера в машину перегрузили и дальше поехали, а то, что часть отходов при погрузке разлетелась или высыпалась мимо, они не считают своей заботой. Замечу, что подбор закреплён за ними законодательно.

В-третьих, есть претензии и по вывозу крупногабаритных отходов, он производится механизированным способом и влечёт за собой повреждение площадок, ограждений или оснований. И в данном случае средства на их восстановление в городском тарифе не предусмотрены. Жители приходят с возмущениями и претензиями, которые вполне объяснимы. Почему они должны платить за такие погромы возчиков? Слишком дорого обходится простому омичу услуга вывоза крупногабаритных отходов.

Больной вопрос для управляющих компаний - вывоз мусора после субботников. Уборки общественных территорий проводятся ежегодно, а бывает и несколько раз в год, но сегодня ни в городском тарифе, ни в тарифе РЭК Омской области не заложены расходы на вывоз отходов от субботников. Мусор, собранный при уборке дворовых территорий многоквартирных домов, обязана вывезти УК. Хорошо крупным управляющим компаниям, у которых есть собственная грузовая машина. А если её нет, необходимо заплатить посреднику и к тому же приобрести талоны у регоператора на размещение растительных и древесных отходов, что, опять же, сказывается на финансовой составляющей».

Актуален вопрос по автопокрышкам. Он на слуху, но так и не решён, причём даже на уровне министерства природных ресурсов и экологии Омской области. Неоднократно обращались с вопросом, кто и как этими отходами должен заниматься, но ответов нигде не нашли. Оплата за утилизацию отработанных покрышек заложена в цену новой покрышки при её продаже.