Коммунальная ноша. Почему долги омичей растут, как снежный ком?

Большая часть долга физлиц накоплена в течение последнего полугодия. © / Николай Кривич / АиФ

Проблема накопленных долгов по оплате коммунальных услуг в Омске существовала, наверное, всегда.

   
   

Из года в год ресурсоснабжающие организации призывают владельцев многоквартирных домов заключать договоры по реструктуризации долга, списывают по акции накопленные пени при уплате всей суммы отрицательного баланса. И, несмотря на такое радушие, омичи всё меньше отмечаются соблюдением платёжной дисциплины.

Миллионы неуплат

Судебные приставы говорят о 300 млн руб., которые находятся на удержании из зарплат и пособий жителей региона. С начала года было наложено более 1000 арестов на движимое и недвижимое имущество и банковские счета должников.

«С 1 июля 2021 года возобновится такая мера воздействия на должников, как визиты по адресам», - добавила главный судебный пристав Омской области Галина Титова.

Что касается ресурсоснабжающих организаций, то больше 290 млн руб. омичи задолжали за поставку газа, за воду коллективный долг составляет более 150 млн руб., 694 млн руб. недоплатили за электроэнергию. Больше всего - 1,867 млрд руб. - должны за тепло и горячую воду.

Омские цифры аналогичны долгам по коммуналке среди других россиян. Большую часть долга граждане страны имеют по оплате теплоснабжения. И это ожидаемо, поскольку именно отопление составляет весомую часть расходов владельцев недвижимости.

Схема обогащения

Отдельно стоит сказать о низкой платёжной дисциплине некоторых управляющих компаний.

   
   

«Мы знакомы с такой практикой, когда жильцы дома вносят 85-90% коммунальных платежей, а их управляющие компании деньги не перечисляют. Учредители и руководители таких компаний, как правило, одни и те же. Они существуют на рынке непродолжительное время, копят долги перед ресурсными организациями, спустя два года банкротятся. Долги списываются, учреждаются новые юридические лица, которые ведут ту же деятельность», - сообщила коммерческий директор водоснабжающей организации Ольга Смиковская.

С 2020 года долги УК в регионе за водоснабжение выросли на 46 млн руб. в городе и 80 млн руб. за его пределами. За этот же период времени долг среди физлиц, которые имеют прямые договоры с организацией, сокращён наполовину.

Ресурсники и аналитики считают, что причиной возникновения долгов является безответственность некоторых граждан, а также невысокие доходы.

Крайняя мера - отключение от ресурса. Фото: АиФ/ Николай Козин

«Педантичное поколение людей, которое вносит плату вовремя, наверное, уходит. На смену приходит молодое и агрессивное», - пояснил заместитель генерального директора энергосбытовой компании Анатолий Рудник.

Поквартирная блокада

Крайние меры воздействия на должника - отключение от ресурса и исковое заявление в суд.

«Ни у кого сегодня нет задачи отключить должника от ресурса. Есть только цель взыскать долг. К тому же оплата процесса отключения и нового подключения также ложится на неплательщика. Как правило, когда мы приходим по адресу, оплатить коммунальные услуги стараются на месте, чтобы избежать лишней финансовой нагрузки», - говорит Смиковская.

Представители ресурсных организаций отмечают, что у людей есть масса способов связаться с абонентским отделом и заявить о своём намерении погасить частями образовавшийся долг.

Неплательщикам водоснабжающей организации поставщик не вправе отключить подачу воды. Чаще прибегают к отключению канализации. От газа, который идёт на обогрев, тоже можно отключить только в межотопительный период, а вот если он идёт на приготовление пищи, кран можно перекрыть в любое время года.

Системная работа с должниками

«На 1 июня 2021 года просроченная задолженность населения Омской области за природный газ перед поставщиком превышает 290 млн руб. Из них порядка 25 млн руб. - сумма, которую потребители газа должны поставщику за период свыше шести месяцев», - рассказал заместитель генерального директора по реализации газа ООО «Газпром межрегионгаз Омск» Антон Сеньков.

Факторы риска

Для сокращения задолженности поставщик газа применяет предусмотренные законом меры по отношению к злостным неплательщикам. Активные меры по работе с абонентами-должниками направлены на обеспечение бесперебойных поставок газа в регион и своевременного предоставления ресурса добросовестным пользователям.

Системная работа с потребителями, которую ведут специалисты компании, включает информирование о сроках и способах платы за газ, взаиморасчётах, своевременной поверке приборов учёта, причинах начислений по нормативу, а также о предусмотренной законодательством ответственности за вмешательство в работу счётчиков и хищение газа. Все эти факторы могут сказаться на возникновении задолженности у абонента.

С начала 2021 года поставщик направил 19,5 тыс. уведомлений абонентам о наличии задолженности на общую сумму 123 млн руб. Ежегодно в межотопительный период компания производит около 4000 отключений подачи газа должникам, который используется для отопления домов. Представитель поставщика газа отметил, что есть абоненты, которые из года в год попадают под такие отключения.

Наступление нового отопительного сезона не означает возобновление подачи газа, если долг за него остался неоплаченным.


«Мы не имеем права отключать должников от газа, используемого для отопления домов во время отопительного сезона, можем это сделать только в межотопительный период. Но наступление нового отопительного сезона не означает возобновление подачи газа, если долг за газоснабжение так и остался неоплаченным, - отметил представитель ресурсоснабжающей организации. - Подача газа возобновляется только после погашения задолженности и оплаты услуги за отключение и подключение к газовой сети. Порядка 30% должников гасят задолженность, когда к ним приходит бригада, чтобы отключить от газоснабжения».

Договор о рассрочке

Газ, которым должник пользуется для приготовления пищи, поставщик вправе отключить в любое время года. В прошлом году было приостановлено применение штрафных санкций по отношению к должникам, в этом году таких ограничений нет.

«Есть категория граждан, которые накопили долг, но в силу разных причин не могут рассчитаться за него сразу. Если такие абоненты обращаются к нам с просьбой о рассрочке платежа, мы заключаем с ними договор и возобновляем подачу газа, несмотря на то, что задолженность погашена частично, и остаток долга может сохраняться ещё какое-то время, - заключил Антон Сеньков. - Обратиться за реструктуризацией долга можно на абонентный участок лично или направить письмо, в т. ч. по электронной почте. Можно предварительно получить консультацию специалиста по телефону».

Заплатить за газ

Передавайте достоверные показания счётчика - до 20 числа текущего месяца и платите за природный газ - до 10 числа месяца, следующего за расчётным: на сайте компании www.omskregiongaz.ru через сервисы «Оплата газа» или «Личный кабинет», через платёжные интернет-сервисы («Все платежи», «Сбербанк онлайн» и другие), а также в отделениях «Почты России», Сбербанка, «ОТП Банка», «Россельхозбанка».