Капремонт под контролем. В ходе проверки выявлен ряд нарушений

Не все довольны результатами капитального ремонта. © / ЗАО «УК Левобережье»

Итоги анализа качества капремонта, вопросы к Региональному оператору, а также шаги по улучшению ситуации были обсуждены в рамках «круглого стола».

   
   

Стало хуже, чем было

В рамках проведённого мониторинга эксперты рабочей группы «ОНФ» «Качество повседневной жизни» посетили 15 многоквартирных домов. Опрос жителей показал: качеством проведённого ремонта довольны только 55 % собственников. Вызывает вопросы и устранение недостатков при проведении ремонта: 43% опрошенных считают, что выявленные дефекты подрядчиками устранены не были.

Как рассказал член регионального штаба «ОНФ» Аркадий Лунёв, в процессе мониторинга выявлены несколько домов, на примере которых можно отследить типичные проблемы при капремонте в Омской области. Один из таких домов — пятиэтажка на Лермонтова, 4 А, где был выполнен ремонт кровли. После окончания работ жители квартир на верхних этажах регулярно жалуются на затопления. Хотя работы официально завершены в январе нынешнего года, на кровле так и не был установлен конёк, остались не заменены стропильные конструкции, не сделаны примыкания кровли к инженерным коммуникациям. Чтобы не затапливало верхние квартиры, подрядчик расстилает на крыше полиэтиленовую плёнку.

Схожая ситуация и в доме по ул. Гагарина, 2. При визуальном исследовании выявлено, что в местах примыканий к инженерным коммуникациям мягкая кровля уже отошла, пузырится, трескается. Стяжка залита неоднородно. По мнению экспертов «Народного фронта» нормативный срок эта крыша не выстоит. Общая оценка того, как региональный оператор курировал процесс, тоже далека от высокой.

«Как такового участия в работах фонд капитального ремонта не принимал, - рассказала уполномоченный представитель собственников этого дома Татьяна Клименко. - Приходил представитель, но на крышу он фактически и не поднимался. В результате после проведения работ от протечек кровли страдают многие квартиры. Все недоделки и все проблемы мы фиксировали, предъявляли фонду, но результатов  нет. Мы слышим только, что у нас прекрасная кровля, и всё хорошо. Работы мы не приняли, акты не подписывали».

Кроме затопления квартир капремонт может обернуться для дома ещё одной бедой. Неправильно выполненная стяжка и нарушения в системе стока воды грозят разрушением кирпичной кладки, что чревато для дома плачевными последствиями. «По нашим оценкам кровля выдержит максимум год-два, - комментирует Сергей Кучеров, генеральный директор ООО «Прогресс» - компании, обслуживающей дом. - У собственников было желание, чтобы мы заказали проведение независимой экспертизы. Для этого необходим пакет документов, но региональный фонд по нашему запросу их не предоставил».

Позиция контролирующих органов

При этом работу регионального оператора и подрядных организаций отслеживают надзорные органы. Областная Госжилинспекция проводит проверки на основании обращений граждан, в случае выявления нарушений выдаются предписания об их устранении. Только по итогам этого года таких предписаний выписано более 100. Если требования не выполняются, ГЖИ составляет протоколы об административных правонарушениях. Из 47 направленных в суд протоколов по 34 были вынесены решения о штрафных санкциях в адрес фонда и его должностных лиц.

   
   

Представители самого регионального оператора заверяют, что качество работа постоянно растёт, а выявленные и озвученные проблемы родились из-за халатности недобросовестных подрядчиков. По словам главного инженера областного фонда капремонта Павла Сафронова, от проблемных подрядных организаций уже избавились, и в будущем настолько серьёзных нареканий быть не должно. Ситуацию с домом на Гагарина, 2 представитель фонда прокомментировал следующим образом: оплата по контракту не будет произведена до подтверждения качества выполненных работ. Если подрядчик не докажет, что произвёл ремонт надлежащим образом, его заставят переделывать. Недоделки, согласно позиции фонда, устраняются в рабочем порядке: на объекты заводят новых подрядчиков, которые расхлёбывают «кашу», заваренную нерадивыми предшественниками, и доделывают их работу.


ЕСЛИ ПОДРЯДЧИК НЕ ДОКАЖЕТ, ЧТО ПРОИЗВЁЛ РЕМОНТ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ, ЕГО ЗАСТАВЯТ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ.


Также региональный оператор отчитался о претензионной работе, которую ведёт с «проштрафившимися» подрядными организациями. Фондом выставлено порядка 300 претензий, которые исполняются подрядчиками в добровольном порядке.

Как выиграть конкурс подрядчиков, не имея опыта работы

Массу вопросов продолжает вызывать процесс выбора подрядчиков. Особенно это касается выполнения работ по замене лифтового оборудования. Что легко объяснимо: подъёмно-транспортные устройства являются объектами повышенной опасности, и заниматься их монтажом могут только специализированные организации, состоящие в СРО. Но, как выяснилось, в реальности конкурсы выигрывают самые невероятные претенденты.

«Мало того, что я, начиная с апреля, вынужден был по два раза в месяц интересоваться продвижением документов по замене лифтового оборудования и  до октября не имел никакой информации о том, когда будут торги, - возмущается председатель совета дома Мира, 106 Сергей Балабанов. - Так кроме этого я из прессы узнаю, что тендер на замену лифтов выиграла какая-то организация, которая эти лифты никогда не обслуживала. А ни один завод-изготовитель не попал в этот список. Кто их будет нам менять?! Где потом искать эту фирму-однодневку?  Обо всём этом я написал в Генеральную прокуратуру».

Проведённое «Коммерческими вестями» журналистское расследование, посвящённое процедуре торгов, действительно выявило удивительные факты. Так одна организация в 2015 году не работала вообще, сдав в налоговую нулевой баланс. В рамках торгов она предложила сумму контракта, на 34 миллиона превышающую ту, что предлагал следующий за ней подрядчик. Всё это не помешало ей в 2016-м без проблем взять конкурсный подряд, опередив реально работающих производителей лифтов. Уже после проведения конкурса журналисты выяснили: ряду предприятий, занимающихся монтажом лифтов, от  этой фирмы поступали предложения выполнить работу в качестве субподрядчиков за ту самую реальную цену, которую выставляли на торгах другие претенденты. При таком раскладе победитель просто зарабатывает более 30 миллионов рублей, а работы за него будут выполнять другие.

«Мы проверили информацию, полученную от СМИ, проконсультировались у специалистов, - комментирует руководитель рабочей группы контрольно-ревизионной комиссии регионального отделения «ОНФ» Андрей Ярошевич. - В итоге пришли к выводу, что финансовые показатели подрядчиков, повлиявшие на результаты торгов, были увеличены искусственным путем. За счет этого они имели возможность предлагать более высокую цену и побеждать в конкурсе. В данном случае можно сделать вывод, что либо организатор торгов проявил халатность, либо имела место коррупционная составляющая».

Немало вопросов вызывает и получение организациями-претендентами допуска к работам по монтажу лифтов. Так одна фирма получила такой допуск от СРО буквально за несколько дней до подведения итогов конкурса, в котором победила. Значит, до этого она никогда не производила, не монтировала и не обслуживала лифтовое оборудование.

«Однозначно, мы все материалы и заключения, которые были нами собраны, направим в Следственный комитет, в прокуратуру Омской области, - резюмирует руководитель рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Юрий Федотов. - Считаю, нужно направить их ещё в Управление Федерального казначейства по Омской области, которое контролирует расходование средств фонда, чтобы они провели прицельную проверку по фактам, которые были озвучены. И обязательно направим обращение губернатору, чтобы он провёл своё расследование и дал оценку действиям должностных лиц. У всякой беды есть «автор». Не наша задача искать и назначать этого виновного, но поставить эти вопросы мы обязаны».

Добавим, что члены регионального штаба ОНФ намерены добиваться удовлетворения некоторых ключевых требований — таких как обязательность выполнения проектных работ, обеспечение открытости и прозрачности конкурсных процедур, а также упорядочивания ряда технических моментов. От регионального оператора в течение двух недель должны поступить комментарии по замечаниям, выявленным в ходе мониторинга. После этого ОНФ сможет предоставить ответы людям, ставшим жертвами некачественного капремонта, а также взять на контроль устранение недостатков.