Вот уже четыре месяца омичи получают платёжные документы на капремонт. Однако оплачиваю эти взносы лишь около 60% жителей города. Многие люди до сих пор не могут понять, за что их заставляют платить.
«Повторный» капремонт
Мы живём в доме № 144 по ул. Куйбышева. Возможно ли убрать наш дом из списка жилищных объектов, подлежащих капитальному ремонту? Все дело в том, что мы своими силами уже выполнили некоторые ремонтные работы: заменили в подъездах окна, отремонтировали канализацию, провели заделку межпанельных швов и прочее, и на эти работы было израсходовано более 1,5 млн рублей, собранных жильцами.
– Нет, убрать дом из общего плана по капитальному ремонту сегодня невозможно. Зато можно отложить ремонт на более поздний срок. Всё зависит от конкретного состояния дома. Так, ваши средства, накопленные на счёте регионального оператора либо на каком-то другом счёте, выбранном собственниками дома для накоплений, будут израсходованы в тот момент и на те ремонтные работы, которые предусмотрены законодательством, а также общим решением собственников. К примеру, возьмём замену лифтов, которая должна проводиться каждые 25 лет, или ремонт крыши, которая подлежит замене раз в 10 лет. Возможно, сейчас такие работы вашему дому не требуются, но в резерве обязательно должны быть средства на предстоящий дорогостоящий ремонт. Также в скором времени в Омской области будет утверждён нормативно-правой акт, устанавливающий минимальный размер фонда капремонта. Это значит, если необходимая сумма уже собрана, то жители дома могут просто приостановить денежный сбор.
– Несомненно, вы имеете право на получение подобных льгот, наравне с оплатами за другие услуги сферы ЖКХ. Какими именно льготами вы имеете право пользоваться, ответят в министерстве труда по тел. 37-40-09.
Поясните правовые основания действующего ныне регионального фонда капремонта многоквартирных домов. Есть опасения, что это лишь очередная «пирамида».
– Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов – это некоммерческая организация, созданная правительством Омской области. Учредители фонда – министерство строительства и ЖКК и министерство имущественных отношений Омской области. Постановлением областного правительства фонд капитального ремонта определён как региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов. Согласно Жилищному кодексу, в каждом субъекте Российской Федерации должны быть созданы такие операторы.
С сентября 2014 года мне не пришла ни одна квитанция по оплате капремонта. С чем это связано и не образуется ли у меня долг?
– Такая ситуация возможна в двух случаях: если данные по вашей собственности отсутствуют в базе регионального оператора, тогда вам необходимо предоставить документы на право собственности в фонд, либо квитанция вам не дошла по вине службы доставки. В любом случае необходимо обратиться в фонд капитального ремонта многоквартирных домов по адресу ул. Третьяковская, 43. Кроме того, в скором времени центры по работе с населением по вопросам оплаты капитального ремонта и функционированию регионального фонда капремонта многоквартирных домов появятся в каждом административном округе города. На сегодня уже открыт пункт в Центральном округе, туда можно позвонить по тел. 24-72-91, либо по многоканальному телефону регионального фонда капремонта 900-300.
Какой процент омичей оплачивает взносы за капремонт, а какой нет? Может быть, я плачу одна и никто ничего не отремонтирует?
– Средний показатель по оплате взносов за капремонт за четыре последних месяца 2014 года – 58%, причём именно в ноябре омичи проявили наибольшую активность, и такие квитанции оплатили уже более 79% жителей многоквартирных домов. Отсутствие выплат по данным квитанциям не должно сказываться на порядке очерёдности проведения капитального ремонта в домах. Если у собственника квартиры образуется задолженность в течение трёх месяцев, то взыскания по уплате квитанций будут носить судебный характер. Сначала поступит уведомление о накопленной задолженности, а затем при отсутствии оплаты, уведомив предварительно должника, его могут лишить льгот по оплате услуг ЖКХ, могут не выпустить заграницу. Кроме того, уже сегодня вы можете прийти с письменным обращением в региональный фонд капремонта и получить выписку об оплате со стороны всех собственников вашего дома. Напомню, что обязательный платёж за капитальный ремонт многоквартирных домов установлен федеральным законодательством, и уклонение от выплат подлежит судебному взысканию.
До сих пор жители нашего дома № 84а/2 по пр. Мира не видели и не подписывали договор с региональным фондом капремонта многоквартирных домов. Как быть?
– Заключить договор с фондом может как собственник квартиры единолично, так и коллектив жителей дома. Нужно распечатать текст договора с сайта фонда, внести в него личные данные собственников и подписать по адресу ул. Третьяковская, 43. При этом коллективный договор должны подписать не менее 50% плюс один собственник многоквартирного дома, т.е. больше половины владельцев квартир. Хотя для соблюдения буквы закона сейчас подписывать договор не обязательно. Достаточно просто оплатить квитанцию, заключив таким образом договор оферты.
Ходили слухи, что с 2015 года минимальный размер взноса за капремонт будет увеличен с 6,7 руб. за 1 кв.м. до 7,1 руб. за кв.м. жилой площади. Так ли это?
– Действительно, в 2014 году минимальный размер взноса на капремонт для собственников жилья в Омской области составил 6,7 руб. за 1 кв. м. В 2015 году он должен был вырасти на 40 копеек. Но личным решением губернатора Омской области первоначальный размер тарифа был сохранен и на весь 2015 год. В течение этого времени увеличения минимального тарифа не будет. Хотя в прогнозе специалистов сферы ЖКХ услуг – дифференцированный подход при сборе средств на капитальный ремонт с собственников квартир. Есть дома, где реальные цифры составляют 13-15 рублей с 1 кв.м., или ещё больше – 40 рублей (если речь идёт о малоэтажном здании с небольшим количеством квартир). В текущем году совместно с органами местного самоуправления и государственной жилищной инспекцией мы должны провести такой мониторинг и, возможно, определить различные минимальные тарифы на капремонт для различных типов домов в последующие годы, закрепив новые размеры оплат по капремонту в нормативно-правовых актах. Такой подход и собственникам позволит внести прозрачность при проведении ремонтных мероприятий.
Необходимо ли установить приборы учёта потребления коммунальных услуг для вхождения в план капитального ремонта многоквартирного дома?
– Установка приборов учёта как общедомовых, так и поквартирная никак не повлияет на проведение капитального ремонта дома, потому что каждый дом уже учтен в плане.
Откуда тариф?
Как найти управу на управляющую компанию, если она не выполняет свои обязательства, к примеру, взимает оплату за услуги, которые по факту не оказываются – не вывозит мусор, не снимает показания общедомового прибора учёта и т. д.
– По Жилищному кодексу РФ общее собрание собственников многоквартирного дома (МКД) имеет право контролировать работу управляющей компании. Жилищная организация обязана по письменному запросу собственников предоставить документы, связанные с деятельностью на МКД. Если вы выявили какие-то нарушения, у вас есть право обратиться в Госжилинспекцию и прокуратуру.
Кем устанавливается тариф на содержание общего имущества многоквартирного дома? И почему раньше строка капремонта входила в квитанцию за коммунальные услуги, а теперь надо платить какие-то отдельные взносы?
– Тариф на содержание общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием жильцов по согласованию с УК, а если такого собрания не было – решением органа местного самоуправления. Именно тариф, рекомендованный муниципалитетом, и будет установлен, если собственники квартир сами не выразят желание согласовать его с управляющей компанией. Что же касается капремонта, то жители Омской области обязаны оплачивать эти взносы с сентября 2014 года. Строки «капремонт» никогда не было в квитанциях по содержанию общего имущества.
То здесь, то там в Омске видишь огромные сосульки, которые свисают с крыш домов. Управляющие компании зачастую не реагируют на обращения жильцов. А когда обязаны приехать специалисты Госжилинспекции, если к ним обратишься с заявлением? А то, может быть, сосульки к тому времени сами растают?
– По таким заявлениям, как сосульки, специалисты Госжилинспекции выезжают в сжатые сроки, т. к. это является реальной угрозой для жизни и здоровья людей.
Вас беспокоят жители дома №10 по улице Малиновского. Полтора года нас обслуживала одна управляющая компания. Затем к нам стали приходить квитанции на оплату услуг от компании с таким же названием, но с другой аббревиатурой. Никаких собраний по смене УК мы не проводили. Кому же теперь платить, прежней или новой компании?
– Вам необходимо обратиться с письменными заявлениями в обе эти компании – и ждать официального ответа от них. Если и та, и другая подтвердит свои полномочия, то можете обращаться в Госжилинспекцию, мы будем разбираться. Но не исключено, что речь всё-таки идёт об одной и той же управляющей компании, которая в какой-то момент сменила форму собственности.
Протекающий потолок
Люк на чердак постоянно открыт, так как там всё время ведутся работы, прокладываются кабели. Мы живем на 5 этаже, в дождь уже начал протекать потолок. Кто в ответе за наше «комфортное» проживание?
– Согласно статье 44 ЖК Российской Федерации (ЖК РФ) общее собрание собственников помещений является органом управления многоквартирным домом. К его компетенции относится принятие решений о пользовании общим имуществом в многоквартирном доме иными лицами. Услуга оптико-волоконной связи не относится к коммунальным услугам, перечень которых определён в ЖК РФ. Оказание данной услуги в многоквартирных домах осуществляется на основании договоров. Заключение указанных договоров регулируется нормами Гражданского кодекса РФ. В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
У нас управляющая компания вообще не убирает снег во дворе, сколько бы ни звонили. Звонишь к ним в офис – трубку кидают. Что делать, как на них повлиять?
– В соответствии со статьей 162 ЖК РФ, управляющая организация по договору управления многоквартирным домом обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений. Собственники помещений могут обратиться по данному вопросу в отделы контроля, созданные в администрациях административных округов города Омска, которые осуществляют контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории округа, в том числе составляют протоколы об административных правонарушениях.
Решили оставить тариф прежним, а жилищники с этим не согласны, и все равно повысили его с января. Правомерно ли это?
Если управляющая компания берет деньги на повышение своей заработной платы со статьи «текущий ремонт», что делать?
– В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещения для собственника помещения включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества. Структура платы за содержание и ремонт жилого помещения должна быть утверждена собственниками помещений на общем собрании и отражена в договоре управления. В целях проведения проверки расходования денежных средств управляющей организацией можно обратиться в Госжилинспекцию. Надзор за соблюдением законности осуществляют органы прокуратуры.
Отключим водоотведение
Скажите, какой срок поверки приборов учёта воды?
– Срок поверки прибора учёта воды зависит от его прямого назначения и завода-изготовителя. В паспорте изделия этот срок указан. По техническим требованиям, счётчик горячей воды подлежит поверке не менее чем через 4 года, а холодной – не менее чем через 5-6 лет. Связано это с тем, что горячая вода в значительно большей степени воздействует на счётчик, нежели холодная. Поэтому межпроверочный интервал разный.
Могут ли в нашей квартире отключить холодную воду за неуплату? Мы проживаем в обычной многоэтажке.
– Нет, подача холодной воды, по действующему законодательству, не может быть ограничена. Разумеется, речь идёт о многоквартирных домах. В частных домах, где жители могут воспользоваться альтернативными источниками воды – колодцами, например, подача холодной воды может быть приостановлена до погашения задолженности. А вот услугу водоотведения мы можем ограничить и в многоквартирном доме. Наши специалисты располагают технологиями, которые могут «блокировать» систему водоотведения в отдельно взятой квартире, без ущерба для других жильцов.
Что такое ОДН?
Почему такие высокие начисления за ОДН и можно ли как-то сократить эти расходы? Что влияет на величину общедомовых нужд, если в нашем подъезде горит лишь четыре лампочки?
Комментирует Алексей Пластун, директор по работе с населением ООО «Омская энергосбытовая компания»:
Мы считаем, что в общедомовых нуждах нам начисляют долги неплательщиков. Почему Омская энергосбытовая компания не следит за этими вопросами, а предпочитает «отыгрываться» на добросовестных потребителях?
– Энергосбытовая компания действует строго в соответствии с действующим законодательством. Более того, к нам приезжают учиться коллеги из других регионов, в том числе из Санкт-Петербурга. По моему глубокому убеждению, собственники квартир просто не хотят понимать, что сумма ОДН начисляется совсем по другому принципу, и начислить кому-то долг соседа невозможно. Если жилец какой-то квартиры не заплатил, задолженность остаётся именно на его лицевом счёте. Взять и перебросить её на другой лицевой счёт невозможно. Если человек не платит более трёх месяцев, к нему применяются законные меры воздействия. Судебные приставы по результатам решения суда вправе произвести опись имущества и запретить неплательщикам выезд за границу. Но приписать его задолженность другому собственнику невозможно. Чтобы расчёт платы каждого абонента за электроэнергию был корректным, 354-м Постановлением Правительства закреплено право граждан снимать показания своих счётчиков и своевременно предоставлять их в энергосбытовую компанию. С начала 2015 года ООО «Омская энергосбытовая компания» в целях повышения качества обслуживания потребителей изменила формат квитанций на оплату электроэнергии для жителей г. Омска и Омской области. В январе омичи получили квитанции с указанием задолженности на конец декабря и расчётом потребления электроэнергии на общедомовые нужды за декабрь 2014 года. Таким образом, первый счёт за январь 2015 года будет сформирован на основании ранее переданных абонентом или снятых специалистами ООО «ОЭК» данных прибора учёта электроэнергии. В обновлённых квитанциях предусмотрена возможность внесения потребителем актуальных показаний электросчётчика. Таким образом, с февраля 2015 года квитанции будут формироваться с учётом переданных абонентом данных. Омичам рекомендуется вносить платежи в соответствии с указанной суммой, а также самостоятельно снимать и передавать показания прибора учёта с 23-го числа каждого месяца в ООО «ОЭК» по телефону колл-центра 8-800-770-73-73, SMS-сообщением на номер 8-963-783-45-36. Оплатить потреблённую электроэнергию можно в отделах (участках) продаж электроэнергии по месту жительства, с помощью платежных систем ОАО «Сбербанк России», на сайте «Всеплатежи.ru», в отделениях ФГУП «Почта России». Потребитель вправе осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг.
У нас очень большие начисления за общедомовые нужды. Может, кто-то подключился на нашу сеть?
– Да, это возможно. Собственникам жилых помещений в многоквартирном доме необходимо обратиться в свою управляющую компанию и с её представителем выяснить, кто имеет доступ к распределительному устройству, есть ли подключения, законна ли в данных фактических условиях точка подключения. То есть, вы должны лично убедиться, что ни магазин, ни любая другая фирма, находящаяся поблизости, не подключены к вашему прибору учёта.
Мы не доверяем показаниям ОДН, которые указаны в наших квитанциях. Были случаи, когда в абонентском отделе энергосбытовой компании нам говорили, что на нас разбросали долги соседей – и нам всё равно придётся платить. Можем ли мы заказать независимую экспертизу для проверки показаний общедомовых нужд? Кто её должен оплатить?
– Сотрудники абонентского отдела не могли вам такого сказать, поскольку это не соответствует действительности. Чтобы выдвигать подобные обвинения, вы должны располагать доказательствами своих слов. Что же касается независимой экспертизы, то она доступна каждому потребителю, разумеется, за его счёт. Мы не против, чтобы наша работа подвергалась контролю со стороны жильцов.
Откуда долг?
Коммунальные услуги оплачиваю регулярно, но в декабрьской квитанции мне почему-то начислили задолженность за тепло. Откуда мог возникнуть такой долг, и правомерны ли действия энергетиков, выставляющих такую сумму на «ровном месте»?
– Вам необходимо обратиться в абонентский отдел, указанный в вашей квитанции за теплоснабжение. Вероятна ситуация, когда абонент оплачивает квитанцию, к примеру, за ноябрь, а декабрьская квитанция, в которой указана сумма задолженности за предыдущий месяц, к тому моменту уже напечатана. А значит, её не нужно оплачивать повторно. С другой стороны, это может быть реальный долг, который по какой-либо причине образовался на данном лицевом счёте. В любом случае этот вопрос необходимо прояснить, не откладывая его в долгий ящик, во избежание накопления задолженности.
В какие сроки ресурсоснабжающая организация должна дать ответ на официальный запрос абонента?
– По закону на официальный ответ отводится месяц, хотя мы стараемся отвечать своим абонентам в двухнедельный срок.
Если у меня большой долг, мне могут отключить горячую воду или тепло, если я живу в многоквартирном доме?
– Да, ограничить подачу горячей воды вам могут, если ваша задолженность свыше трёх месяцев. В случае дальнейшей неоплаты в отношении неплательщика начинается судебно-претензионная работа. Теплоснабжение в отдельной взятой квартире многоквартирного дома мы отключить не можем.
У меня возник спорный вопрос с ресурсоснабжающей организацией, но в абонентском отделе большие очереди. Можно ли увеличить штат сотрудников, чтобы обеспечить удобство клиентов?
– Штатная численность сотрудников абонентского отдела ограничена. Если у вас возник вопрос к ресурсоснабжающей организацией и при этом вы не можете прийти в абонентский отдел лично, у вас есть возможность обратиться с письменным заявлением на имя Олега Михайловича Хилько, директора CП «Теплоэнергосбыт» ОАО «ОмскРТС».
Учёт с умом
Как быть, если установка счётчика на воду сопряжена с большим объёмом работ по организации доступа к месту его установки? Слесари говорят, что нам нужно разобрать стенку, за которой зашиты трубы, и демонтировать унитаз. Есть ли какие-то альтернативные варианты или исключения в таком случае?
– Альтернативные варианты всегда можно найти. Во-первых, вам надо обратиться к специалистам, которые внимательно осмотрят объект и оценят необходимость тех или иных конструктивных изменений в вашем помещении. Разумеется, по всем требованиям закона прибор учёта должен устанавливаться в доступном месте. Но слесарь, согласитесь, не всегда обладает необходимой квалификацией для выполнения такой работы. Во-вторых, монтаж счётчика, как правило, не связан с существенным ущербом для отделки ванной комнаты или санузла и значительными финансовыми расходами. Возможно, придётся демонтировать металлические профили, вырезать в стене небольшой проём для доступа к трубопроводам. После установки прибора учёта сверху проём оснащается пластиковым люком. В самом крайнем случае, если трубопроводы уже слишком старые, есть смысл отключить их вообще и провести отдельный трубопровод, чтобы установить прибор учёта.
Говорят, что те, кто не установит приборы учёта на воду, будут переплачивать за коммунальные услуги. Можно узнать, на основании какого закона?
– В соответствии с федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были обеспечить учёт потребления коммунальных ресурсов. Для граждан, у которых нет счётчиков, вводятся повышающие коэффициенты: с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1, с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2, с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4, с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5, а с 2017 года - 1,6. Так что каждый из нас должен сам решить, готов ли он платить всё больше и больше за коммунальные услуги.