Те, кто стоял у истоков создания КТОСов, всё начинали с нуля. В 1996 году подобный комитет появился и в Амурском посёлке. Его председателем стала Людмила Горбунова, которой спустя и 18 лет не надоело решать чужые проблемы. Чем сегодня живут КТОСы – в интервью нашему еженедельнику.
«Коммунальная» закалка
Алиса Островская, omsk.aif.ru: Людмила Семёновна, Вы понимали, на что соглашаетесь, когда в КТОС шли?
– Омичи о комитетах тогда что-то знали?
– Мало кто знал. Начинали работать со старшими по домам, знакомились с жителями, рассказывали, какие вопросы можем решить. Мы и сейчас своеобразный буфер между администрацией и населением. Нужно уметь сдерживать натиск негатива, находить компромисс.
– Понимаете, никто не придёт и не скажет: «У нас всё хорошо, спасибо, нам ничего не надо». Приходят с одним: «Помогите!». Например, труба в доме течёт. Советуешь им обратиться в управляющую организацию, а они просят нас позвонить, а то никто ничего делать не будет. Кроме коммуналки нас просят и детей в садик устроить, и со школами помочь. Так что пишем ходатайства в администрацию.
Непробиваемая стена
– С жителями частного сектора сложнее общий язык находить?
– Наоборот, проще. Люди привыкли, что они собственники, и всё делают сами. В многоквартирных домах жители своей ответственности не понимают. Не понимают, что и подвал их, и чердак, и лестничные клетки… Не понимают, зачем им нужно платить за капремонт. Ну просто непробиваемая стена! Бабушки спрашивают, зачем им вкладывать на эти цели деньги, если они умрут через пять лет? Но вы же кому-то квартиру отписали! Недоумевают, что капремонт сделан у них год назад и вроде как ещё на один скидываться люди не будут. Всё, что касается домоуправления, это, грубо говоря, помойка, которая никогда не вскрывается. Если сегодня мы отремонтировали кровлю, завтра побежал стояк. Нужно всё время вкладывать деньги. Конечно, когда коммуналку дотировало государство, было проще.
– Вы всю жизнь проработали с населением Омска, можете сказать, куда исчезла неравнодушная молодёжь? И активистам КТОСов, и старшим по домам в основном за 50 лет.
– Молодёжи до 30 лет сейчас ничего не надо. Заинтересованности нет. Сегодня молодые люди или учатся, или деньги зарабатывают, им семьи нужно содержать. Это даже не равнодушие, а пассивность. Актив КТОСа всегда помогает – надо в 8 утра прийти, чтобы цветы высадить, люди встанут утром, придут и помогут.