«До кругосветки нужно дозреть». Дальний поход или регата – что интереснее?

Хождение галсами - особенность парусного судовождения. © / Дмитрий Верхоробов / АиФ

Пока Иртыш не покрылся льдом, на реке можно заметить паруса - это яхты, приписанные к омскому яхт-клубу, совершают тренировочные или прогулочные рейсы.

   
   

Один из капитанов - Александр Отмахов, тренер по парусному спорту, руководитель учебного центра «Школа капитанов». О любви к парусному спорту, регатах и школе судовождения Александр рассказал корреспонденту «АиФ в Омске».

Александр Отмахов (в центре) с сыном и отцом. Фото: АиФ/ Дмитрий Верхоробов

Целая династия

Светлана Казанцева, АиФ в Омске: Александр, как получилось, что вы связали жизнь с парусным спортом, яхтами?

Александр Отмахов: Я, можно сказать, вырос на воде. Дед был капитаном речного судна, у отца имелась небольшая моторная лодка, и семья часто отдыхала на реке. Отец меня катал на водных лыжах, мне нравилось. Когда я учился в третьем классе, в школу пришёл тренер по парусному спорту и пригласил всех желающих в яхт-клуб.

- Вы и отца заразили любовью к яхтам?

- Обычно так и бывает. (Смеётся.) Часто родители посещают тренировки в качестве зрителей, ездят с детьми на соревнования, ходят в походы и сами приходят в спорт. Таких случаев в омском яхт-клубе много. Для моего отца Виктора Отмахова яхты и катера - хобби. Сейчас он пенсионер и капитан баркаса «Капитан».

- При таком семейном увлечении ваш сын был обречён на парус­ный спорт…

   
   

- Получается, что так. Отец - тренер, дед тоже в яхт-клубе. Сыну деваться некуда было. (Улыбается.) Сейчас он кандидат в мастера спорта, учится в СибГУФКе на 4-м курсе.


ОТ ДВУХ ДО ЧЕТЫРЁХ ЧЕЛОВЕК - ЭКИПАЖ ЯХТЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕЁ РАЗМЕРА.


- Сын продолжит семейную традицию - будет работать тренером?

- Не уверен. Он принимает участие в регатах, но быть тренером не хочет. Для него яхты - скорее увлечение, чем работа. Как судьба повернётся завтра, никто не знает, поэтому время покажет.

- Александр, ваша жена тоже увлечена яхтами?

- Она ходила со мной в походы и по реке, и по морю, но сейчас сидит дома и занимается воспитанием младшего ребёнка - дочке два года.

Яхта "Сибирь" на причале. Фото: АиФ/ Дмитрий Верхоробов

Путешествие на Диксон

- Яхта «Сибирь», приписанная к омскому яхт-клубу, ходила в дальний поход…

- Да, яхта «Сибирь», капитаном которой является глава яхт-клуба Сергей Щербаков, ходила на полуостров Диксон, конечной точкой был посёлок с одноимённым названием. Мой отец принимал участие в этой экспедиции. Поход длился два с половиной месяца. Путь проходил по Иртышу, потом по Оби: Обская губа - Карское море - до Диксона.

- Виктор Викторович, сколько человек было в команде?

- Нас было шестеро. Из Омска до Салехарда шли вчетвером, а там к команде присоединились ещё двое. Когда шли с Диксона, в Салехарде на берег сошли три человека, и трое оставшихся повели яхту в Омск.

- Арктика очень сурова. Было холодно?

- Нет, погода баловала. Когда штормило, было неуютно.

- Возникали какие-то непредвиденные ситуации?

- Конечно. Однажды попали в сильный шторм. Волна выше яхты - высотой примерно три метра. Это было серьёзное испытание.

Александр выступает судьёй в местных соревнованиях по парусному спорту. Фото: АиФ/ Дмитрий Верхоробов

Яхтинг и школа капитанов

- Александр, после окончания вуза вы более 20 лет отработали тренером по парусному спорту, а сейчас обучаете взрослых вождению парусных судов в школе капитанов. С какого возраста лучше начать заниматься парус­ным спортом?

- В парусный спорт дети приходят, как правило, в восемь-девять лет и занимаются по направлениям «парусные яхты», «винд­сёрфинг», «кайт­сёрфинг», «радиоуправляемые яхты» и пр. Зимой у них идёт общефизическая подготовка, теория судовождения, бассейн, ремонт яхт. Летом начинаются практические занятия: дети принимают участие в соревнованиях и походах по реке - в Большеречье, Черлак. Ходят и на больших крейсерских яхтах, и на маленьких. Выезжают на озёра Омской области на сборы.

- Дети выполняют нормативы и получают разряды?

- Да, получают и спортивные разряды, и яхтенную квалификацию.

- Сколько лет школе капитанов? Она предназначена для взрос­лых?

- Ей всего три года. За это время мы выпустили более 30 сертифицированных специалистов. Кто-то после получения сертификата участвует в регатах, а кто-то берёт в аренду яхту и бороздит моря.

- Как проходит обучение в школе?

- Зимой только теория, летом практика. Затем курсанты сдают экзамен и получают сертификат. Всё просто.

- Где проходит практика?

- Практику проводим в Турции. Человек, который хочет получить международный сертификат IYT, обязательно должен набраться опыта в морских условиях. В Турции у школы есть своя яхта. Мы заключили договор с мариной (яхтенная стоянка. - Ред.) о стоянке яхты, никаких препятствий со стороны турецких властей нет.

Яхта "Сан-Одиссей" базируется в Турции. Фото: Учебный центр "Школа капитанов"

- Александр, как долго нужно заниматься, чтобы овладеть искусством хождения под парусом?

- Во время обучения человек, конечно, получает какие-то навыки управления парусами, но чтобы стать мастером, нужно этим заниматься постоянно. Кто-то суперкапитаном становится за год, кому-то нужно немного больше времени.

- Морские узлы вязать сложно?

- Вязать несложно, просто нужна практика. Узлов множество, но активно используются всего пять-шесть. Одни нужны для швартовки, другие для закрепления паруса и т. д. Обучение такелажному делу - прекрасное занятие для команды, когда находишься в пути, и от стоянки до стоянки нужно идти четыре-пять часов. Во время таких долгих переходов экипаж учится вязать узлы.

- На воде действуют свои правила движения, то есть судоходства?

- Яхты ходят галсами. Но парусники подчиняются общим правилам расхождения судов на реке и море.

- За транспортную аварию на воде наказывают?

- Процедура похожа на разбирательство дорожно-транспортного происшествия. Так же рисуют схему движения, какая яхта где находилась, как происходило сближение. Если столкновение произошло во время регаты, виновника дис­квалифицируют или решением комиссии ставят на последнее место в гонке.

Призеры регаты "Катамаран кап". Фото: Учебный центр "Школа капитанов"

Гонки - это страсть

- Сколько человек достаточно, чтобы управлять небольшой парусной яхтой?

- Можно управлять вдвоём. Одному можно, но сложно. Вообще команда яхты - от двух до четырёх человек.

- Вы побеждали в регатах?

- В 1990 году я выиграл Кубок России в классе парусных яхт, был первым на Сибирской регате в Новосибирске, а потом началась тренерская работа, и пришлось с крупными соревнованиями закончить. Сейчас много коммерческих проектов, в том числе и парусных гонок. Несколько лет назад участвовал в Хорватии в регате на крейсерских яхтах, наша команда заняла третье место. В 2016 году в Греции проходила регата «Катамаран кап», в которой мы также принимали участие - в общем зачёте заняли третье место, а в своём классе - второе. В этой регате соревновалось 36 катамаранов с командами из европейских стран.

Сейчас планируется участие в традиционной парусной регате Marmaris International Race Week 2018 в Турции. Пойдём на яхте Sun-Odyssey 45, на которой проводим обучение курсантов школы капитанов. Основная цель - посмотреть, как яхта поведёт себя в условиях регаты - для неё это первое соревнование. Но если победим, будет здорово.

- Как долго длятся регаты?

- Регата, как правило, длится неделю. Каждый день проводится гонка на определённой дистанции.

- Мечтаете пойти в круго­светное путешествие на парус­ной яхте?

- Мысль о кругосветном плавании должна созреть. Пока я не готов пойти в такой дальний поход - почти на год. Это же нужно семью оставить… Мне больше нравятся не походы, а участие в парусных регатах - по времени короче и гораздо азартнее, чем кругосветка.