Жизнь и судьба офицера «Авроры». Как оказался в Сибири Александр Розенталь

Крейсер «Аврора» в 1916 году. © / Commons.wikimedia.org

В этом году празднуется 100-летний юбилей государственной архивной службы Омской области и Исторического архива Омской области. В рамках этой даты состоялась публичная лекция «Александр Розенталь: жизнь в служении морю» главного архивиста Исторического архива Омской области, кандидата исторических наук Дмитрия Петина.

   
   

Он отметил: не случайно рассказ об этом человеке был приурочен к юбилею архивного дела в нашем регионе. «Ответ прост – любое научное исследование немыслимо без архивов, и в основу моего рассказа положен довольно впечатляющий пласт документов, часть из которых ранее находилась на закрытом хранении. Сегодня, благодаря кропотливой поисковой работе, удалось познакомиться с ним и посвятить лекцию такой колоритной судьбе», - сказал Дмитрий Петин.

«Волны крутые, штормы седые»

Итак, почему Александр Розенталь стал морским офицером, как спасал жителей итальянского города Мессина? Какую роль в его жизни сыграл знаменитый революционный крейсер «Аврора»? Какими были боевые заслуги героя Первой мировой войны? Как оказался в Омске морской артиллерийский офицер? Что такое боевая речная флотилия? Почему бывший белогвардеец служил советской власти, осваивая реки Сибири? И, наконец, каким стал жизненный финал кадрового флотского офицера и исследователя в 1941 году?

Родился Александр Эдуардович Розенталь 19 ноября 1887 года, происходил из семьи потомственных дворян Черниговской губернии. Его отец – военный медик, старший врач лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества полка, статский советник Эдуард Фёдорович Розенталь умер незадолго до рождения сына – 11 сентября 1887 года. Мать после вышла замуж за кавалерийского офицера генерал-лейтенанта Александра Арнольдовича Морица. С 28 января 1915 года по 19 апреля 1916-го он был начальником штаба Омского военного округа. Потом служил в Минском военном округе. В годы Гражданской войны участвовал в белом движении юга России. Был в эмиграции в Югославии, служил в югославской армии.

Александра Розенталя крестили в православие. В семье он был единственным сыном, у него было три сестры: Анна, Елена и Ксения. Александр в 1897 году поступает в Петришуле – немецкое училище Святого Петра, затем продолжил учёбу в 4-классном реальном училище.

Здание Петришуле. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1902 году отчим определил его в Морской кадетский корпус. В 1905 году Александра перевели в младший специальный класс. В 1906 году – в старшие гардемарины и младшие унтер-офицеры, а в 1908 году – в корабельные гардемарины. Наряду с флотским делом он показал хорошие познания в немецком и французском языках. Во время учёбы ходил на судах «Князь», «Морж», «Пожарский», «Рында», «Вестник».

Дмитрий Петин цитирует характеристики офицеров-воспитателей на гардемарина Розенталя. «Спокойный, исполнительный, не всегда аккуратный. Благовоспитанный. Прилежный». «Довольно способный и усидчивый юноша. Благовоспитан, но аккуратен не всегда. Добрый и любим товарищами за свое добродушие, любит живые игры, не прочь и почитать серьёзное. Довольно правдив».

   
   

Материалы для подготовки выступления были собраны им совместно с московским военным историком Никитой Кузнецовым в Государственном архиве РФ, Российском государственном архиве Военно-Морского Флота, Российском государственном военном архиве, Российском государственном архиве экономики, Историческом архиве Омской области, Государственном архиве Новосибирской области, архивах УФСБ России по Омской области и Республике Саха (Якутии).


В 1907 году Розенталь впервые ступил на палубу крейсера «Аврора» – корабля, с которым впоследствии будут связаны годы его офицерской службы. С 24 июня по 10 августа он находился в практическом плавании.

Мессина. Подвиг русских моряков

28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Аппенинским полуостровом произошло землетрясение магнитудой в 7, 5 баллов. Оно до сих пор считается сильнейшим в истории Европы. Оно случилось ранним утром в море, толчки вызвали смещение участков дна, после чего на спящий город с интервалами в 15-20 минут обрушилось три почти трёхметровых волны цунами. В самом городе в течение одной минуты произошло три сильных удара, после второго начались обрушения зданий.

Моряки с броненосца «Слава» на развалинах Мессины. Фото: Commons.wikimedia.org

«Оставшийся в живых мессинец потом рассказывал: Перед тем как земля вздрогнула, мы услышали грохот. Я прислонился к стенке, потому что ноги меня не держали... Мебель скакала по комнатам как сумасшедшая. Стекла лопались не как обычно, а как-то особенно звонко. В разбитые окна тут же врывался горячий ветер. Еще ни один дом не рухнул, а над городом уже пронесся всеобщий стон, который Мессина, прежде чем ей умереть, обращала к небу... Больше меня ни о чем не спрашивайте!

Деревья и столбы стали качаться, булыжники вертикально выскакивали из мостовой, как мячики. Мессина спала, когда стены домов вдруг разлетелись, словно осенние листья. Всего несколько секунд - и Мессины не стало, а 160000 человек были тут же погребены в хаосе камней, карнизов, стропил, балок, мебели, утвари, посуды и кроватей... Над городом выросло большое черное облако, из которого наружу выбивало многоголосый вопль погибающих», - так потом напишет в своём рассказе «Ничего, синьор, ничего, синьорита» знаменитый писатель Валентин Пикуль.

Памятник русским морякам. Фото: Commons.wikimedia.org

Первыми в Мессину прибыли корабли гардемаринского отряда Балтийского флота под командованием контр-адмирала Владимира Литвинова. В отряд входили линкоры «Слава», «Цесаревич», крейсера «Адмирал Макаров», «Богатырь». На одном из них находился гардемарин Розенталь. Там же, у Пикуля: «Мессина ещё с грохотом разрушалась, когда русские моряки вошли в эти грандиозные руины, как в пламя ужасной битвы».

Однокашник Розенталя, впоследствии видный учёный-гидрограф Николай Евгенов вспоминал об этих событиях: «Красавица Мессина – оживлённый итальянский город – лежала перед нами в дымящихся руинах, в грудах камней, покрытых густым слоем известковой пыли. Катастрофа, разразившаяся ночью, погребла под обломками тысячи жертв… Судовые команды, разбившиеся на группы по шесть-десять человек, приступили к раскопкам во всех наиболее пострадавших районах города. Моряки работали  мужественно, нередко рискуя своей жизнью, - ведь эти полуразрушенные стены, под которыми велись раскопки, могли обрушиться от малейшего толчка и засыпать отважных матросов».


В работе исследователя Виктора Буркина «Русские моряки – герои Мессины» (2009 г .) есть лишь короткая биографическая справка о Розентале.


Выпуск Морского корпуса 1908 года с тех пор получил неофициальное название «мессинский». А память о подвиге моряков жива в Италии до сих пор. В 2012 году в Мессине установлен бронзовый памятник русским, который изображает матросов, спасающих людей из-под развалин, с надписью на постаменте: «Августейшему моряку, представителю героев милосердия от благодарных сынов своей родины».

«Дремлет притихший северный город»

В марте 1909 года Розенталя произвели в мичманы, и службу он начал на Балтийском флоте. В 1912 году стал слушателем в Артиллерийском офицерском классе. В декабре 1912 года получил чин лейтенанта. 28 сентября 1913 года Александра Эдуардовича назначают артиллерийским офицером на крейсер «Аврора», где и прослужил последующие пять с половиной лет.

После царского манифеста о войне с Германией «Аврора» принимает участие в боевых действиях Первой мировой войны. Она дооснащена пушками, в том числе зенитными. Этими работами занимался и Розенталь. Капитан 1 ранга Григорий Бутаков, тогдашний командир крейсера «Аврора», так напишет про Александра Эдуардовича: «На крейсере исполнена работа по переносу приборов управления огнём судовыми средствами. Работа эта выполнена весьма быстро, что показывает усердие и знание исполнителя. На основании вышеизложенного считаю своим долгом объявить старшему артиллерийскому офицеры крейсера «Аврора» лейтенанту Розенталю мою искреннюю благодарность».

О нём также отзываются как о серьёзном офицере, любящем морское дело, его сослуживцы. «Относится к себе строго, в отношении и низших чинов требует того же. Характер уравновешенный и весёлый. Товарищами любим», - пишет о нём командир эсминца «Сторожевой» лейтенант Сергей Коптев.


За время службы на Российском флоте Розенталь удостоился следующих наград: знак об окончании полного курса наук Морского кадетского корпуса, монаршье благоволение по итогам смотра судов Балтийского флота на Большом Кронштадском рейде 27 июня 1911 года, светло-бронзовая медаль в память 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года на Владимирской ленте, светло-бронзовая медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых, орден Станислава 3-й степени (1912), мечи и бант к Ордену Святого Станислава 3-й степени за особые труды и мужество при несении дозорной службы в передовой линии в течение всего истекшего периода войны (1915) , орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом за самоотвержение, мужество, а также за усиленные труды в обстановке военного времени (1916).


В 1916 году командиром крейсера назначили капитана 1 ранга Михаила Никольского. «Аврору» начали спешно готовить для обеспечения планируемой десантной операции в Рижском заливе. С моря корабль содействовал сухопутным войскам, поддерживая их артиллерийским огнём. После операции крейсер ушёл на ремонт.

Командир корабля опасался долгой стоянки, революционные настроения были сильны. Он боялся пропаганды, потому был сторонником жёсткой дисциплины. Никольского застрелят 28 февраля 1917 года. В дни трагических событий Розенталь наверняка был на борту «Авроры». Скорее всего, он стал свидетелем гибели своего командира.

19 марта 1918 года Александра Эдуардовича уволили со службы согласно декрету СНК, объявленному в приказе по флоту и морскому ведомству от 30 января 1918 года № 102.

«Молнии крестят мрак грозовой»

Начало Гражданской войны застало Александра Розенталя в Поволжье. В Симбирске (ныне Ульяновск) он непродолжительное время работал в местном военно-промышленном комитете, откуда был мобилизован как офицер в Народную армию Комитета членов Учредительного собрания. Старший лейтенант Розенталь был отправлен в Самару, в штаб зарождавшегося Речного боевого флота Народной арии Комуча. Об этом свидетельствует современник событий Николай Кадесников, мемуарист, который называет Розенталя «офицером отличной подготовки и выдающейся энергии».

О боевых действиях на реках в годы Гражданской войны известно немало, речные боевые флотилии были и у красных, и у белых. И свою роль они сыграли. При этом сам флот был создан из пассажирских и грузовых судов. Розенталь предложил вооружить баржу шестидюймовыми орудиями, превратив плавсредство в боевую единицу.

С отступлением сил Комуча на восток Розенталь осенью 1918 года прибыл в Омск. Морское министерство находилось в здании Общественного собрания (позже – театр музыкальной комедии. Сейчас снесён).

8 ноября он стал штаб-офицером организационно-тактического отдела управления по оперативной части флота. Как считает Дмитрий Петин, с Колчаком Александр Розенталь вполне мог встречаться, поскольку адмирал выделял морских офицеров особо, удостаивая аудиенции.

За боевые отличия с 1 января 1919 года Александр Розенталь произведён в капитаны 2 ранга. Вскоре переведён в состав Речной боевой флотилии. 7 июня 1919 года он стал флагманским артиллеристом штаба командующего флотилией, а 23 августа – начальником организационно-тактического отделения управления по оперативной части. Как штаб-офицер высшего оклада состоял в комиссии по разгрузке и распределению грузов Морского ведомства. 9 сентября 1919 – начальник организационно-тактического управления по оперативной части флота.

В это время он награждается орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом за боевые отличия и орденом Святой Анны 2-й степени с мечами за мужество и храбрость.


При отступлении армии Колчака 12-13 ноября 1919 года Александр Розенталь покинул Омск, оказался в Иркутске, где на вокзале в начале января 1920 года попал в плен к большевикам.

«Грозно шагают твои патрули»

Розенталь как бывший белый офицер прошёл чекистскую фильтрацию. Особым отделом 5-й армии РККА был осуждён и помещён в концентрационный лагерь в Красноярске. Срок заключения был определён так - «до конца Гражданской войны». Правда, с июня 1920 года его отпускают на работы за пределами лагеря в железнодорожной секции Енисейского губернского отдела материально-транспортного обеспечения.

В конце октября 1920 года по случаю третьей годовщины революции Розенталь получает полную амнистию. В то время Красный флот остро нуждался в кадрах, тем более для организации стратегических поставок был поставлен вопрос об освоении водных путей Сибири, в том числе и полярной зоны. 

В марте 1921 года бывший офицер белого флота был мобилизован на службу советской власти, получив назначение делопроизводителем отдельной Обской гидрографической партии, а через месяц возглавил её. С ноября 1921 года Розенталь стал одновременно начальником отдельной Обской партии и замначальника Обь-Енисейского отряда (Убекосибирь). В мае 1922 года он получил последний перевод по военной службе на должность старшего производителя работ на судне «Мельник».

Комиссовали из-за проблем со здоровьем. Комиссия врачей Омского военного госпиталя, обследовав 36-летнего военспеца Розенталя, диагностировала ряд серьёзных заболеваний. В итоге в декабре 1922 года он был уволен с военной службы.


Интересно, что исследователи, которым удалось проследить почти весь жизненный путь героя, пока не знают, как он выглядел: не удалось найти фотографий.


На гражданском поприще Александр Эдуардович – «моряк, инженер-электрик», как он характеризовал себя в советских анкетах – нашёл себя быстро, став заместителем заведующего лесоэксплуатационным подотделом Омского губернского земельного управления. По новой работе Розенталь часто ездил в командировки в Новониколаевск, Томск, Тобольск, Березов, Обдорск (ныне Салехард), Архангельск. Он, как состоящий на особом учёте в органах ОГПУ, был вынужден каждый раз ставить в известность чекистов о своей отлучке из города.

Розенталь упорно пытался устроиться в новом социуме. Он был обоснованно осторожен в своих суждениях и о прошлом старался не говорить. О своих политических взглядах в анкетах 1920-х годов он, как и многие бывшие белые офицеры, писал клишированную формулировку на подобии «настроен сочувственно к Советской власти».

17 апреля 1924 года он женился на 19-летней Тамаре Патрикеевой, уроженке Петропавловска. О близких родственниках известно, что его мать и сестра Елена проживали в 1917 году в Румынии, затем в Югославии (уехав туда по месту работы отчима). Сёстры Анна и Ксения на 1923 год жили в Харбине.

Розенталь покидает Омск в 1924 году, будучи откомандированным в Новосибирск, в распоряжение комитета Северного морского пути для назначения на должность заведующего транспортным отделом и начальника речной части торговой Обь-Иртышской экспедиции. 

Ужесточение общественно-политической обстановки в СССР коснулось Александра Эдуардовича. Как представитель офицерства, он попадает в списки граждан, лишённых избирательных прав. Розенталь пишет ходатайство о восстановлении прав, где указывал, что «в активных боевых операциях участия не принимал» – что было «ложью во спасение», Как ни странно, но чекисты в июле 1927 года выдали заключение, что «за отсутствием компрометирующих материалов» не возражают о восстановлении Александру Розенталю избирательных прав.

К 1930 году Розенталь перебрался в свой родной город. Ненадолго. Дворянское происхождение и социальный маркер «бывший белый офицер» стали основание для высылки его из Ленинграда. В 1935 году он оказался в Якутске, работал в гидрографическом отделе Якутского территориального управления Главсевморпути.

25 декабря 1937 года Розенталь был арестован НКВД, став фигурантом уголовного дела об участниках Российского общевоинского союза. Его обвинили во вредительстве, шпионаже и т.д. Следствие было долгим, заняв более двух лет.

Постановлением Особого совещания НКВД СССР от 2 июня 1940 года за антисоветскую деятельность бывший морской офицер был приговорён к 8 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Для отбытия наказания он был направлен в Казахстан на станцию Карабас. Отбывая наказание в Карагандинском ИТЛ, 25 января 1941 года Александр Розенталь умер. Но точку в его судьбе поставили 29 октября 1957 года: Военный трибунал Забайкальского военного округа полностью реабилитировал талантливого и отважного военмора.

Добавим, что в текущем году историками Никитой Кузнецовым и Дмитрием Петиным запланирована подготовка совместной научной статьи о биографии Александра Розенталя. Московский военный историк бывал в Омске. Он представлял сибирякам выставку о соплавателе Колчака. 

Дмитрий Петин

 

«Многие исследователи посвящают свои работы каким-то особым личностям. И не всегда это знаменитые эпохальные персоналии. Иногда это, на первый взгляд, обычные люди, но их жизнь, порой яркая и насыщенная, не менее интересна для изучения, чем жизнь прославленных героев. В этом отношении трагическая судьба капитана 2 ранга Александра Эдуардовича Розенталя показательна.

Военно-революционный период 1917-1920 годов стал для многих представителей нашего общества некой гранью политического размежевания. Особой категорией этого процесса стало офицерство, перед которым был поднят очень категоричный вопрос – вы за ту или иную из противоборствующих сторон?».