Место скорби, памяти и покоя в деревне Приветной Лузинского сельского поселения Омского района превратилось в эпицентр судебных разбирательств и экологических проблем.
За баннером с портретом главы поселения и девизом «Чистота и порядок» скрываются кучи невывезенного мусора, подтопленные канализационными водами могилы и схема, при которой право быть похороненным получают не все.
Корреспондент omsk.aif.ru попытался выяснить, почему последнее пристанище стало яблоком раздора.
Искусственный дефицит?
Эта давняя проблемная история началась после расторжения договора с предпринимателем, который на общественных началах следил за порядком на кладбище — рассказывают местные жители. Прокуратура усмотрела в этом «подмену государственных функций». Суд согласился с надзорным ведомством, и содержание погоста легло на плечи администрации сельского поселения.
Реакция властей была простой: вместо того чтобы наладить работу, кладбище в сентябре 2022 года официально закрыли для свободного захоронения, сославшись на исчерпание земель. Однако эксперты утверждают, что создан искусственный дефицит, который ведёт к двоякой ситуации: формально кладбище закрыто, но захоронения продолжаются.
«Глава не даёт письменного отказа на захоронение, который можно оспорить в суде. Теперь там захоранивать имеет право только один предприниматель, у других даже не принимают документы», — рассказал руководитель Союза ритуальных организаций Вадим Лучко.
«В общем доступе на сайте администрации поселения имеется постановление главы Александра Маслова от 08.09.2022 г. № 136 „О закрытии общественного кладбища для свободных захоронений“. Кроме того, указывается, что наличие визуально свободных участков не означает их пригодность для новых захоронений. В таком случае возникает вопрос — кто определяет пригодность этих участков, есть ли их нумерация, как они вообще выдаются. И почему на кладбище встречаются могилы не в границах родственной ограды, а на свободном участке земли, на табличке которых датой захоронения значится 2023 год», — констатирует адвокат Павел Плеханов.
Апогеем кладбищенского беспорядка стала история с захоронением на участке, который уже был официально выделен другой семье под родовое захоронение. Этот случай научил людей бдительности. Жители, боясь потерять свои участки, заливают их бетоном и ставят массивные оградки.
Ливнёвка не справляется
Ещё одна боль — катастрофическое состояние самого кладбища. Повсюду свалки, мусор, который люди вывозят после уборки могил, сваливается в кучи вдоль дорог. Власть ссылается на дожди, которые мешают технике проехать, но организация, занимающаяся вывозом отходов, опровергает это.
«В настоящее время действующих заявок от администрации Лузинского поселения на вывоз мусора с кладбища Приветного нет. 10 июля от них поступала заявка, чтобы 30 июля регоператор вывез отходы. Но сам же глава заявку и отменил, объяснив, что из-за дождей нет проезда. Больше заявок ни в августе, ни в сентябре от этого поселения не поступало, — пояснила замдиректора по связям с общественностью регионального оператора Марина Прожога.
На жалобы населения в соцсетях администрация месяцами отписывается одними и теми же фразами: «из-за дождей нет проезда», «работы на контроле», «мусор вывезут до конца месяца».
«Эти отписки я с начала лета читаю в соцсетях. Потом отрапортуют, что всё вывезли, только это будет лесок рядом», — пишет в соцсетях одна из жительниц.
Подтопление нечистотами тоже не редкость. В 300 метрах от могил сливают канализационные воды.
«Года три назад начались эти проблемы... Вода подходит прямо к могилам», — рассказывает местный житель Олег К.
«Проблема подтопления территории связана с износом систем ливневой канализации, не предназначенной первоначально для возросшей нагрузки. До конца этого года будут приняты меры по разработке плана по обустройству отведения паводковых и ливневых вод. Включение данных работ в бюджет запланировано на очередной финансовый год при наличии источников финансирования», — обещают представители администрации Лузинского сельского поселения.
Нет системы
Из ответов администрации на вопросы omsk.aif.ru следует, что кладбище до сих пор не имеет чётко оформленных границ. Журналы учёта захоронений, как утверждает главный специалист по правовым и социальным вопросам администрации Лузинского сельского поселения Омской области Лариса Эрке, были изъяты следственным комитетом. Новые документы не заведены.
Сложившаяся ситуация — это не просто нарушение санитарных норм. Пока чиновники отсиживаются в кабинетах и переводят стрелки на погоду, люди вынуждены воевать за клочок земли, чтобы достойно похоронить близких, и самостоятельно расчищать дорогу к их могилам через груды чужих отходов.
Много парадоксов
«Если посмотреть на кадастровую карту и фактические границы кладбища, сразу становится понятно, что оно уже несколько десятилетий назад вышло за пределы границ. Последние изменения были внесены в неё в 2011 году. Выходит, что проблеме больше 20 лет, однако до настоящего времени никаких шагов по приведению границ в соответствие с законом не предпринималось.
В общем доступе на сайте администрации Лузинского сельского поселения есть постановление о закрытии кладбища для свободных захоронений, но оно, судя по редакции документа, принято главой, а не Советом депутатов. Имел ли он право принимать такое решение единолично? В этом вопросе, я думаю разберётся прокуратура... При этом появляется другая проблема: как мог глава закрыть кладбище, если фактически у кладбища нет границ? — недоумевает адвокат Павел Плеханов.
— Вызывает вопросы и отсутствие журналов регистрации. Парадокс, но, ссылаясь на то, что Следственный комитет изъял документацию, никаких действий по ведению учёта глава не предпринимает, а ведь это строгая отчётность. Почему отсутствуют журналы? Правовую оценку таким действиям может дать только надзорная инстанция».