«Зелёный» приоритет должен быть во всём. Омск посетил главный эколог страны

Пока страна находится под санкциями, бизнес просит не приходить с «зелёными» проверками. © / pixabay.com

Внедрение «зелёных» решений - кропотливая работа, требующая вовлечения людей на разных уровнях, начиная с рядовых граждан и бизнеса и заканчивая СМИ и государственными органами.

   
   

Правильная организация коммуникаций, ликвидация дыр в законодательстве и призыв бизнеса к открытости - в этом и многом другом мы разобрались вместе с председателем Российского экологического общества Рашидом Исмаиловым.

Информационный шум

Чем серьёзнее проблема, тем ярче она освещается СМИ. Экология в этом плане всегда востребована - до начала спецоперации на Украине «зелёная» повестка занимала первые позиции в интересующих россиян темах. Омичи в этом плане не исключение. Рашид Исмаилов считает, что проблема информационного шума играет большую роль.

«Проблемы по большому счёту везде одинаковы. Роль властей, корпоративного сектора и, что сегодня очень важно, СМИ, роль коммуникаций в экологической сфере играет ключевое значение. У нас большие проблемы с коммуникациями. Это связано с подачей информации, с тем, как мы общаемся с властью. И вообще, коммуникационные цепочки «власть - человек», «власть - бизнес» и «бизнес - человек» у нас работают неэффективно», - поделился своим мнением эксперт.

Между тем, как отмечает председатель экологического общества, именно негатив в экосфере «заходит» очень хорошо.

О чём думает бизнес

Однако бизнес под различными предлогами пытается выбить себе поблажки. Дескать, мы тут вообще без денег, поэтому нечего нас проверять.

На долю бытовых отходов приходится всего 3-5% от общего мусора. Всё остальное - отходы промышленные.
   
   

«Меня возмущает, когда представители бизнеса сегодня просят их не проверять. Я, например, не могу понять, как связано с санкционным режимом, нарушаете вы законодательство или не нарушаете. Вот так сейчас все хотят засунуть свои проблемы в эти пакеты поддержки. Просят не проверять их, сдвигать сроки соответствия требованиям на два-три года. Это чувствительная тема и очень важная», - поясняет Рашид Исмаилов.

Ещё одним важным критерием работы бизнеса в экологической сфере является его открытость. И вот тут начинаются самые настоящие фокусы. Приходить на региональные предприятия никто не мешает - они пускают к себе проверяющие органы, поэтому нарушения выявить у них вполне реально. А вот не дай бог компания федерального масштаба… Представителей региональной власти они к себе не пустят. В Омске такие тоже есть. Причём это не те, на кого обычно пытаются повесить любые происшествия - не «Газпром нефть» и не «Титан». «Газпром» вообще достаточно открыт в этом плане, а, как говорит наш эксперт, «открыт - значит безопасен».

Всё в кучу

Возвращаясь к излюбленной теме - мусору, хочется отметить, что и тут свой след оставляет бизнес. Например, в вопросе введения экологического сбора, который должен платиться производителем из прибыли. Сумма небольшая, но даже её пытаются спихнуть на конечного потребителя.

Подробнее об этом рассказывает Рашид Исмаилов: «У тех, кто производит упаковку, задача - продать товар. Это дизайнеры, маркетологи - у них нет KPI по экологии. Есть заказ - должен сделать красивую, яркую, привлекательную упаковку, чтобы твой товар выбрали первым. У тех, кто торгует, задача - продать, у торговых сетей - тоже, но здесь цепочка обрывается. Есть список из 42 позиций, которые будут исключаться на законодательном уровне - баллончики, ватные палочки. Но прежде чем всё это уйдёт из нашей жизни, оно должно быть замещено. Работа с производителями сложная - к сожалению, у нас притормозилось развитие института ответственности производителя. Принцип «загрязнитель платит» у нас пока не работает».

Работа с производителями сложная - к сожалению, у нас притормозилось развитие института ответственности производителя.

Бытовые отходы представляют не такую уж и большую проблему, если учесть, что на них приходится всего 3-5% от общего мусора. Всё остальное - отходы промышленные. И тут мы снова приходим к проблеме смехотворных штрафов, которыми за вывоз мусора в неположенное место облагается бизнес.

Гипотетический бизнесмен просто платит штраф и везёт мусор туда же, куда и обычно. В лес. Над этим вопросом ведутся работы на федеральном уровне - для предпринимателей и юрлиц штрафы увеличатся кратно, что должно заставить потенциального загрязнителя подумать дважды - а стоит ли оно того.

Ну и напоследок председатель Российского экологического общества успокоил: если вдруг регоператор обанкротится, за него вывозом мусора займутся местные власти, потому что это тоже их обязанность. Так что если гигантские кучи на контейнерных площадках нам и грозят, то ненадолго.