Замурчательный день. 1 марта отмечается День кошек в России

Кошечки в приюте все красивые, и они очень хотят обрести свой дом. © / Ольга Тингилёва / личный архив

1 марта в нашей стране празднуется День кошек. Как пишут в календарях знаменательных дат, инициатива отмечать его принадлежит Московскому музею кошек и редакции журнала «Кот и пёс».

   
   

Усатые-полосатые получили собственный праздник в 2004 году. Как и любое подобное событие, оно имеет цель. В случае с пушистиками это было сделано для привлечения внимания к проблеме бездомных животных.

Накануне корреспондент «АиФ в Омске» побывала в гостях в мини-приюте «ЗооСпас», в его «кошачьем» подразделении.

аМУРский филиал

У порога встречают гостей любопытные коты и кошки: чёрно-белые, серые, с серебристым окрасом и дымчатые; полосатые и в пятнышку, пушистые и не очень.

С изумлением смотрю на «плюшевого» британца, почти такого же недавно купили мои знакомые, и вислоухого скоттиша. С умилением на голубоглазую изящную красотку с явно сиамскими родственниками. Как уголёк выглядит чёрная дама, пушистым клубком катится под ноги хвостатый постоялец, осторожно из-за угла выглядывает скромный котейка в полосочку. Жёлтым глазом косится со шкафа ещё один хвост. А вот один из подопечных приюта сразу решил залезть на ручки – не приставучий я, просто ласковый. 

У Светланы рабочий день длится не четыре часа, как договаривались, а всегда больше. Фото: личный архив/ Ольга Тингилёва

«Это наш Бориска, отказник. Год прожил в семье. Оказалось, что не подходит хозяевам», – знакомит меня с ним Светлана Романовская. Она для всей этой хвостатой банды мама, нянька, дежурная медсестра, сиделка. Кормит, лечит, убирает, а ещё гладит, утешает и разговаривает. Всех кошек знает по именам, про характер каждого может рассказать много интересного, знает и историю жизни каждого. И у всех она пока ещё грустная. Пока они не обрели хозяев.

Вот это глаза! Фото: личный архив/ Ольга Тингилёва

«Мне стоит только присесть, они все у меня на голове будут! Они все ласковые, у всех судьба тяжёлая. Никого счастливого нет, - говорит она. - Старожилом здесь числится Бак. В приюте уже два года. Вылечили его от мочекаменой болезни. Очень хороший спокойный котик. Живут все вперемешку, не дерутся, хотя бывает, кто-то кого-то и двинет лапой, но не ради драки, а так, настроение что-то не очень».

   
   

Светлана показывает владения. Помещение снимают, оно находится на территории нежилой застройки. Соседствует с СТО, баней. Помещение просторное, есть где разгуляться кошкам. Есть специальное место для кормления. По отдельному периметру стоят лотки с наполнителем. Есть и карантинная зона и, так сказать, лазарет. Сейчас там находится Марсель. Некогда крупный пушистый кот угасает - беда с почками. Горько осознавать, что помочь ему почти невозможно. От печальных мыслей отвлекает Светлана.

«Кто это мыло со стола скинул?! Ой, это не дети, а шпана, – восклицает она, но ругаться всерьёз у неё не получается. – Дети они и есть. Иногда капризные, приставучие. Ну что тебе, пей. Вот этот котик любит пить из-под крана. И не говорит ведь, а понятно, чего от меня требует».

Вислоухий красавчик сильно болеет. Фото: личный архив/ Ольга Тингилёва

В приюте есть вода, но только холодная. Руки стынут от такой воды, когда она моет пол за своими хвостатыми ребятишками. Хотя есть и новомодная швабра с отжимом-центрифугой. Такую нужную вещь принесла ей хозяйка мини-приюта «ЗооСпас» Ольга Тингилёва.

Ольга Тингилёва, под её опекой находится несколько десятков кошек и собак. Наверное, она самая «многодетная» котомама и собачница. Фото: личный архив/ Ольга Тингилёва

На Ольге большая ответственность, на её попечении находятся и собаки, и кошки. Они живут у неё дома в Порт-Артуре, там полсотни хвостиков, есть филиал на «Телевизионке», где 30 собак живут в частном доме. А тот, куда они пригласили меня, расположен в Амурском посёлке, за что и получил своё неофициальное название аМУРский филиал.

«Ольга взвалила на себя эту обязанность, помогает мне разобраться в хитросплетениях. - говорит Светлана. – Раньше мы были приютом «Клеопатра», я – наёмный рабочий, совсем юная девочка руководила. К сожалению, это был неудачный опыт».

Приют в Амуре ждём преображение. Фото: личный архив/ Ольга Тингилёва

«Восемь тысяч? Где забрать деньги?»

Пока мы разговаривали со Светланой и знакомились с кошками и хозяйством, пришла и нагруженная пакетами и сумками Ольга.

«А я всегда так, что-то несу, – смеётся она. – Лекарства, корм, игрушки. Вот подушку сшила новую, решила опробовать клеёнку. Хочу посмотреть, как оценят».

Наволочка весёлого зеленого цвета с кошачьим принтом пришлась по душе одной из пушистых дам, и она решительно взялась осваивать новый объект. И уже посматривала на нас, вольготно растянувшись, как и подобает всякой кошке.

Кстати, приют зарабатывает и тем, что предлагает изделия, сделанные своими руками. «Рукоделие в помощь приюту» – так называется одно из направлений работы.

Только что сшитую подушку нужно срочно обновить! Фото: личный архив/ Ольга Тингилёва

«У меня на это помещение большие планы, сейчас тут мрачно. Смотрите какие фиолетовые стены! Ну жуть же. Хотелось бы всё это перекрасить. Думала, диваны здесь поставить, вроде это символ уюта. Но это точно мебель не для приюта. Громоздко, негигиенично. Но присесть же надо. И люди к нам приходят. Думаю, соорудить здесь по периметру подиум, чтобы можно было сесть, чтобы он, как ящичек, открывался сверху. Внутри можно поделить на секции. Спереди вырезать дырки, и это был бы вход. Как в домик. На верху можно установить искусственную траву. Её и помыть не представляет труда. Полки, когтеточки установим. Карантинный блок обошьём сотовым поликарбонатом», – делится она.

Планов у Ольги громадьё, главное – начать. Всё, как обычно, зависит от финансов.

Сытые, довольные кошки. Но лучше, чтобы у всех был свой дом и хозяин. Фото: личный архив/ Ольга Тингилёва

«ЗооСпас» платит за аренду помещения 14 тысяч рублей в месяц, коммуналка отдельно. По затратам на корм бухгалтерия выглядит так: на 60 кошек получается один 10-килограммовый мешок на три дня. Берут корма оптом.

«В месяц это 10 мешков, или  100 кг. Стоит это примерно 30 тысяч рублей. И это только на сухой корм. Упаковка паучей по 500 рублей за 25 штук в упаковке. «Мокрый» корм идёт старикам, больным и котятам. Помимо прочего лекарства, витамины. Моющие средства, тряпки. Наполнители тоже берём на оптовке – 400 рублей за мешок», - перечисляет Ольга минимум трат.

Она скромно молчит про стерилизацию, ветеринарные услуги, транспортные расходы. Зоозащитники – это самый мобильный отряд в Омске. Они готовы нестись на другой конец города, чтобы спасти жизнь бездомыша.

Где найти хозяина? Где они водятся? Фото: личный архив/ Ольга Тингилёва

Наш разговор прерывает Светлана: «Ой, это кто рычит! Я знаю, что шиплет, потерпи». Ольга спохватывается тут же: «Света, я же для Ночки привезла лекарство!»

«Ночка ходит в ошейничке, она отказница. Сказали хозяевам, что за ней нужен уход, они её и бросили. У неё аллергия, пока с этим справится нам не удалось. Расчёсывает себя зверски», - поясняют мне. Пока говорим о Ночке, Ольга вспоминает об ещё одном подопечном. «Сёму что-то не вижу», - говорит она. «Ну всё, - вздыхает Светлана. - Опять холодильник отодвигать». Доверяют кошки не всем, это лишь кажется, что пугливых среди них нет. Сёма получил такую кличку, потому что был найден на улице Семашко. «Иду, а он сидит возле магазина, я его хвать. Начинаю кормить и понимаю, что что-то не так. Кальцивироз, носа почти нет», - истории хвостатых из «ЗооСпаса», что посторонним кажутся страшными или ситуации безвыходными, для Ольги и Светланы – обычное дело.

Недавно спасали животных из дома, где оказались запертыми 30 кошек. Хозяйка попала в аварию, и собаки и кошки просидели без еды несколько дней. Разбирали, что называется, всем миром. Истощённые и испуганные мурки в новой компании чувствуют себя уже лучше.

Вот девочка с теплотрассы. Обморожены лапки и ушки. Лапки отошли, ушки нет. А этот ветеран – 15-летний отказник. Состарился кот и стал не нужен, ведь он требует особой заботы. Британцы страдают из-за своего характера. А вот роскошная мейн-кун Буся – «дочь» мобилизованного. Хозяин не успел пристроить питомицу, так как сборы были стремительными. Отдал друзьям, кошка какое-то время жила в магазине, потом попала в «ЗооСпас».

Роскошная мейн-кун Буся – «дочь» мобилизованного. Фото: личный архив/ Ольга Тингилёва

«Бывает, приносят и из дома. Говорят, мы вам заплатим, - сожалеет Ольга. – А что, от этого места будет больше в приюте? С людьми очень трудно порой разговаривать. Многое придумывают. Например, рассказывают мне: вам платят за каждое животное по 8000, а вам всё мало. Ну, во-первых, откуда такая сумма? Честно, понятия не имею, и удивляюсь. Ребят, скажите, где их получить. Если б это было так, я бы каждый месяц не собирала на то и это».

Передать в добрые руки

В Омске действует несколько кошачьих приютов, помимо «ЗооСпаса» есть ещё «Джульбарс» – для старичков и инвалидов. «Пушистый детский дом», «Второй шанс», в сообществе «Будка» занимаются платной передержкой и так далее. Регистрация им не нужна.

«Это необязательно, во всяком случае, пока. Даже если мы зарегистрируемся, то нужно понимать, что это даст? Оформится как НКО? Но это подразумевает образование какого-то фонда, уставной капитал, руководящий состав, бухгалтерия, отчётность. Проблем и так хватает, – говорит Ольга Тингилёва. – Разгрести бы текущее. Ещё и загадки разгадывай. Чем больше мы стерилизуем кошек, тем больше на улицах появляется бездомных животных. Руководитель фонда помощи животным «Общий мир» Елена Олюнина призывает нас – давайте заниматься просвещением. Ну верят же самым диким мифам. Например, что стерилизованная кошка не будет охотится. Это неправда, ответственно заявляю. Я живу в частном доме, я уверяю, ловят они мышей! Вот берешь любую игрушку, если кошка реагирует на движение, она будет ловить. До пандемии было много мероприятий, мы раздавали листовки, рассказывали про стерилизацию. Сейчас нам правда некогда. Пристройство – это большая работа».

Откуда всё видно и слышно? Конечно, со шкафа! Фото: личный архив/ Ольга Тингилёва

Светлана тоже говорит, что передать в добрые руки своего подопечного – главная миссия приюта.

«Им не хватает ласки, каждому из них хочется своего тепла, своего человека. На ручках посидеть, я сколько могу делаю и глажу, и ласкаю. Но лучше, чтобы был дом, свои мама/папа, своё местечко», – считает она.

Разбирают котеек, в основном, с сайтов бесплатных объявлений. Вот из приюта забрали Симбу, Кабачка, прислали фотоотчёты. Настоящий хозяин гордится своим питомцем и готов показывать его всем и каждому. И это приятно тем, кто не спит ночами, кто, поцарапанный, радуется, если удалось заставить проглотить противное лекарство упирающуюся кошку. Когда вдруг меняется настроение у заболевшего кота, а неходячая сбитая кошка встаёт и пытается пойти. Маленькие победы – это самое вдохновляющее, что есть на белом свете!

Пушистые килограммы счастья будут вашими. Фото: личный архив/ Ольга Тингилёва

А ещё у Ольги хватает сил на то, чтобы иногда писать свои «Записки зооволонтёра». Она их публикует на «ЗооСпасе», и это почти серьёзная мемуаристика. Она ведёт и уморительные рубрики «Злыдня дня» и «Доска позора».

Кстати, 1 марта — не единственный праздник хвостатых/полосатых. 27 марта справляют пока малоизвестный День мартовского кота. А у Мурок и Васек нашей северной столицы есть отдельная дата – 8 июня. Во всем мире День кошек отмечают 8 августа. Так что поводов поздравить подопечных приютов есть и не мало.