Закатываем миллиарды. Почему наши дороги можно ремонтировать бесконечно

Дорожники научились работать быстро. © / Романов Кирилл / АиФ

В начале месяца областное правительство сообщило, что в Омской области почти на треть выполнен объём дорожных работ по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» (БКД) на 2021 год.

   
   

Уже второй год омские дорожники перевыполняют план по строительству и ремонту дорог - осваивают до копейки выделенные федеральные средства. Да, на эти деньги действительно немало построено, и омские дороги стали заметно лучше. Вызывает вопросы качество дорожного полотна: через год-два на новеньких участках начинаются фрезеровки и переделки.

Почти гладко

Минстрой отчитался о ходе реализации национального проекта «БКД». По состоянию на 25 июня освоено 2 млрд руб. из предусмотренных на эти цели средств, что составляет 31% от планового объёма.

«Сейчас работы по обновлению и замене дорожных одежд ведутся на 58 объектах. На 15-ти укладка верхнего слоя завершена», - доложил заместитель министра строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области Роман Минуллин.

Всего в этом году в регионе запланированы работы на 75 объектах, хотя изначально к ремонту в 2021 году планировалось всего 24 объекта дорожной инфраструктуры регионального и межмуниципального значения протяжённостью 177,21 км. Увеличить объём работ удалось благодаря выделению Омской области дополнительного 1 млрд руб. из федерального бюджета. Поэтому в планы были дополнительно включены 12 региональных дорог, или 43,99 км. Запланирована реконструкция дороги Омск - Нижняя Омка - граница Новосибирской области с вводом в 2022 году, строительство линии наружного освещения на семи дорожных объектах, установка семи пунктов весогабаритного контроля на дорогах регионального и межмуниципального значения.

За рекорды спорим

В 2021 году в Омске запланирован ремонт 26 дорог: улиц Крупской, Дмитриева, 3-й Енисейской, Воровского, Труда, Лобкова, дороги через посёлок 7-й Кирпичный, переулка Безымянного, улиц Светловской, 5-й Кордной, Волховстроя, Арктической, Шебалдина, Поч товой, Булатова, Ленина, Маяковского и др. Пока полностью работы завершены на пяти объектах. Сейчас идёт устранение замечаний от заказчика.

«С января мы выявили 20 участков автодорог, где требовалось убрать колею, образовавшуюся в зимний период. Весной были замечания относительно промывки дождеприёмных колодцев и ливневой канализации. Летом осматривали вновь построенные участки дорог, на некоторых из них (по улице 2-й Дачной, Волховстроя) колодезные люки не были на одном уровне с дорожным полотном», - пояснил доцент кафедры «Организация и безопасность движения» СибАДИ, эксперт проекта «ОмКАД» Николай Кузин.

   
   
На многих объектах плановый ремонт уже подходит к концу. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Нередко подрядчики вырезают керн из асфальта для экспертизы заказчика, это такой образец уложенной асфальтобетонной смеси, а впоследствии не торопятся заделать. В этом году по подобным нарушениям общественники также вынесли замечании и акты.

Реалии торгов

«Нарекания к строительству и ремонту дорог примерно одни и те же. Во-первых, подрядчики несвоевременно выполняют гарантийные работы по содержанию и обслуживанию дорог. Это недостаток, присущий практически всем подобным организациям. Их работа над ошибками начинается после замечаний и не носит за редкими исключениями предупреждающего характера. Например, без замечаний из года в год ведутся работы на участке дороги по улице Красный путь от СибАДИ в сторону центра города. Самая частая проблема - продольные трещины - устраняется подрядчиком своевременно. И выполняют работы по строгой технологии: продувают, вычищают, проливают, посыпают песком», - прокомментировал Николай Владимирович. – Во-вторых, нередко проваливается строительный контроль.

Если объективно оценивать некоторые участки дорог, можно сделать вывод, что строительного контроля здесь будто бы и не было - настолько очевидны нарушения. Это тоже хроническая проблема. Изначально такой контроль выполнял СибАДИ. Но сейчас на рынке миллион компаний, которые готовы предоставлять услуги непонятного профессионального наполнения, занижая цены иногда на 80% от стоимости, заявленной изначально. Торги выигрывают, по сути, за смешные деньги, которых не хватит даже на объезд дорог, не говоря о более обстоятельных работах».

Жалкое наследство

Большинство компаний так и производят заделку швов без предварительного удаления грязи, что негативно сказывается на состоянии дорожного полотна в дальнейшем. Продольные швы образуют сетку, появляются выбоины. Печально, что, несмотря на созданный реестр недобросовестных компаний-подрядчиков, до сих пор в торги на дорожные работы может благополучно зайти фирмаоднодневка, изменив лишь букву в названии и заявившись по максимально низкой цене. Хотя в чём-то ситуация изменилась в лучшую сторону.

«В целом, подрядчики готовы исправлять свои ошибки: фрезеровать покрытие, состав которого не прошёл испытаний лабораторного контроля, и укладывать новое, выделять дополнительные слои асфальта для выравнивания. Мы страдаем от другой проблемы - отсутствия ливневой канализации на 80-85% объектов дорожной инфраструктуры. В весенне-осенний период воде некуда уходить, она остаётся на дорогах, замерзает, снова оттаивает, что приводит к быстрому появлению дефектов и в дальнейшем выходу дорог из строя», - завершил эксперт.

Работы идут в сжатые сроки. Фото: АиФ/ Романов Кирилл