Видеть сердцем. Почему современные дети так рано взрослеют?

Занятия с детьми часто проходят в интерактивной и игровой форме. © / Ольга Щерба / Из личного архива

Появление ребёнка всегда становится новым этапом в жизни родителей. Их «рост», по сути, происходит параллельно процессу воспитания ребёнка, и также требует времени, сил и терпения.

   
   

При этом к родительству практически невозможно подготовиться. Даже прочитав массу книг о том, как стать хорошей матерью или отцом, сложно не набить шишек в воспитании и найти ответы на все вопросы. Какие проблемы существуют у современных родителей, почему важно каждый день находить время на общение с ребёнком и стоит ли корить его за ничегонеделание, нам рассказала педагог-психолог, сказкотерапевт Ольга Щерба.

Терапия сказкой

Юлия Истомина, «АиФ в Омске»: Ольга, расскажите, как начался ваш путь в психологию? Почему среди всех направлений вы сосредоточились именно на детской психологии?

Ольга Щерба: По первому образованию я учитель русского языка и литературы. Стаж в педагогике начался у меня ещё в 2000 году и продолжается до сих пор, поэтому можно сказать, что я всегда была с детьми. У меня была ступенчатая карьерная лестница: детский сад, средняя школа, гимназия, институт.

Мой подход к педагогике и психологии в корне поменялся в 2009 году с рождением сына. Я, конечно, прочитала много книг, но вот только про моего ребёнка не было написано ни в одной. В декрете мамочки часто находят своё дело, а я решила пойти на четвёртое высшее образование по психологии.

- Почему в работе с самыми маленькими вы выбрали сказкотерапию? Что она собой представляет?

- Сейчас я работаю педагогом-психологом в частной школе, и занятия по психологии проходят у нас в каждом классе раз в неделю. Для малышей это как раз сказкотерапия, которая прекрасно легла на моё филологическое образование и знание текстов.

   
   

На мой взгляд, сказкотерапия - это язык, который отвечает детским потребностям, там очень много метафор, игры. Кстати, когда в сентябре дети идут по коридору, но не могут вспомнить, как меня зовут, они кричат: «О, ура, Сказка пришла». Мне это очень нравится.

- А как именно образы из сказок помогают ребёнку в учёбе и адаптации?

- Для ребят, например, подготовительного класса я разработала серию сказок, поэтому занятия проходят в виде представлений. Мы берём антропоморфные образы, которые хорошо ложатся на детское восприятие.

Каждому образу, например, ёжику, белочке, лисе, медвежонку присуща та или иная эмоциональная окраска, которую переживают дети. Если ребёнок понимает, что кому-то ещё бывает страшно, ему становится проще. Он думает: «Я не один такой, зайке тоже страшно» или «О, не только я хулиганю, но и белочка тоже». По развитию сюжета герои проживают определённые события и получают правильное решение от своего учителя-ежа в этой сказке. При этом ребёнок слышит, что есть несколько вариантов принятия решения. Я никогда не даю один, чтобы не зашоривать детское восприятие.

Сказкотерапия - язык, который отвечает детским потребностям. Фото: Из личного архива/ Ольга Щерба

- У детей постарше трудности совсем другие. Важно ли с ними разговаривать по-взрослому и не обесценивать их проблемы?

- Подростковый возраст сейчас стал более ранним. Начиная с 9-10 лет детям важно осознавать, кто он, находить интересы и понимать свои достижения. У подростков уже есть цели в жизни, они задают серьёзные вопросы, поэтому здорово, когда с ними кто-то говорит по-взрослому.

Большое внимание со старшими классами мы уделяем профориентации, делаем внутренние разборы, узнаём, какая есть предрасположенность и на что нужно обратить внимание.

В любом возрасте важно мыслить не только на завтра, поэтому на уроках мы также занимаемся расширением горизонта детского сознания. Задача на завтра - это как остановиться перед деревом, но за ним есть ещё много всего. Самое главное - научиться справляться с задачами и проблемами. А их масса!

Воспитывать себя, а не детей

- С какими проблемами родители чаще всего сталкиваются в воспитании детей?

- Каждый день в школе от родителей поступает буквально лавина вопросов. Разная возрастная категория, разный пол, у всех свои ситуации.

Но главная позиция, которой я придерживаюсь и о чём говорю и родителям, и своим коллегам - это смотреть на ребёнка сердцем, а не разумом. В любой жизненной ситуации ребёнок должен чувствовать безусловное принятие и полную любовь к себе.

Я понимаю, что говорю несколько утопические вещи про безграничную любовь к каждому ребёнку, тем не менее, если у педагога глаза горят, есть цель не просто буквы выучить, а воспитать личность - тогда всё получается.

Ежедневное общение с ребёнком - залог успешного воспитания. Фото: Из личного архива/ Ольга Щерба

- Бывает, родители или слишком опекают ребёнка, или, наоборот, не уделяют ему достаточного внимания. Как уловить эту грань и прийти к золотой середине?

- Я как раз это и встречаю: или «пере-», или «недо-». Помогает построение индивидуальной траектории. Это не просто красивый термин, а большая таблица, в которой мы прописываем развитие ситуации на данный момент, смотрим наполняемость развития по всем уровням ребёнка.

Зачастую у современных детей сильно загружен интеллектуальный уровень. Мы водим детей в школу, в разнообразные кружки, к репетиторам. Это занимает такое количество часов в сутки, что ребёнку становится некогда развивать остальное. Если расписать сутки, месяц, мы увидим, где есть пробелы: какие вещи нужно развивать, а на что можно сделать меньший упор.

Как бы странно ни казалось, но когда мы лишаем ребёнка ответственности за работу по дому - сами роем себе яму. И потом видим детей, которые не принимают решений.

- А если ребёнку не даётся какой-то предмет, что делать? Как научиться воспринимать плохие оценки спокойно?

- Я всегда за то, чтобы не нанимать репетитора, например, по математике, если у ребёнка с ней плохо. Нужно найти зону успешности и показать промежуточные достижения. И уже на фоне успехов в других областях у ребёнка подтянется математика, потому что человек почувствует, что он может справляться с трудностями.

К тому же счастье не в оценках. Есть такое прекрасное приложение как дневник.ру, которое сообщает средний балл и оценки ребёнка ещё до того, как он пришёл домой. Я всегда прошу родителей не навредить ребёнку этим знанием. Только когда он придёт, вы вместе сядете и можете спросить, что произошло. Потом не будет приложения, которое покажет показывать нам средний балл успешности ребёнка в жизни. Поэтому надо доверять, учить думать о последствиях.

- Ребёнок не должен же каждую минуту делать что-то полезное? Как научится спокойно относиться к ничегонеделанию?

- Родителям хочется, чтобы ребёнок читал книжки, постоянно изучал что-то новое, а ему на самом деле важно иметь  время бездействия.

Свободное время имеет эффект пружины. Ребёнок может в этот момент, если мы говорим о малыше, строить из носков какую-нибудь пирамидку, рисовать на песке палочкой, подросток - лежать на диване. А после бездействия он хочет сделать гораздо больше, потому что подсознательно накопил свои возможности, а они есть у всех детей.

Важные вопросы

- Как замотивировать ребёнка делать что-то полезное, например, помогать по дому родителям?

- Сколько бы ни хотели мама и папа, невозможно сделать это внешней мотивацией или финансовой. Что может замотивировать изнутри? Это вера в ребёнка, в его успехи, в его ответственность. Как бы странно ни казалось, но когда мы лишаем ребёнка ответственности за работу по дому - сами роем себе яму. И потом видим детей, которые не принимают решений.

Здорово - подпитывать эмоционально. Из простого: «Ты три дня выдерживаешь нашу договорённость, и в субботу всей семьёй мы смотрим фильм». Здесь, правда, нужно всей семье условиться, что вы готовы к договору: это не значит, что папа в это время сидит в телефоне, а мама готовит обед. Это должен быть совместный отдых.

Современные дети взрослеют значительно раньше. Фото: Из личного архива/ Ольга Щерба

- Часто родители приходят уставшими с работы и уже не занимаются детьми, а важно же интересоваться, что у них происходит в жизни каждый день.

- Мы живём, чтобы работать или чтобы воспитывать детей? Первое - правильно расставить приоритеты. Второй практический совет - перед тем как заходить домой, нужно закончить все телефонные разговоры и переписки, вспомнить режим ребёнка, чем он сегодня жил, чтобы задать вопросы. Не «Как дела?», а именно по делу и содержанию. Я всегда прошу родителей, чтобы они каждый день задавали ребёнку разные вопросы.

- Какие, например?

- Что сегодня было самым интересным, кому ты сегодня смог помочь? Любой синоним вопроса «Как дела?». Потому что он просто для проформы,  и ребёнок понимает, что здесь нет глубины.

У всех есть важные дела, но если три минуты вы, глядя в глаза ребёнку, внимательно его послушаете, планета не остановится.

ДОСЬЕ
Ольга ЩЕРБА. Педагог-психолог, специалист PR, магистр филологических наук, сказкотерапевт. Стаж в педагогике и психологии 21 год. Окончила Омский государственный университет, далее там же получила второе высшее образование и научную степень. Позже получила московский диплом АНО «НИИДПО» с присвоением квалификации психолога. В данный момент ведёт психологическую практику ­ в школе и частным образом. Автор и ведущая тренингов для детей и родителей.