В поисках большой воды. Иртышу в навигацию грозит мелководье

Речной транспорт представлен несамоходными сухогрузными судами. © / Максим Кармаев / АиФ

О прогнозе уровня воды на реках, основных мероприятиях по углублению дна, а также о планах ремонта гидротехники и грузоперевозках рассказали представители речного флота сибирских рек.

   
   

Издалека - долго

Омская область - самый южный участок бассейна реки Иртыш на территории России, наш регион граничит с Республикой Казахстан, а значит, и заботы у нас одни - обеспечение безопасности судоходства. На нашем участке внутренних водных путей установлены минимальные глубина (150 см) и ширина (50 см), а сроки действия средств навигационного оборудования установлены в период с 28 апреля по 4 ноября - 190 дней. Получается, навигация на трансграничном участке Иртыша составляет более полугода.

«Речной транспорт представлен несамоходными сухогрузными судами, баржами, транспортировка которых осуществляется при помощи буксиров-толкачей. Это значит, что речным транспортом перевозятся в основном навалочные грузы, - рассказал первый заместитель руководителя администрации Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей Константин Жулин. - Основным транспортируемым грузом из Омской области в Казахстан является лес, импортируем щебень.

Доля грузооборота водного транспорта незначительная. Основной объём перевоза грузов из Казахстана в Россию и обратно осуществляется посредством автомобильного транспорта. Грузооборот речных перевозок составляет 200 тыс. тонн».

На навигацию 2023 года омские речники смотрят с оптимизмом, хотя прогнозы на этот период не совсем радужные.

Вскрытие Иртыша, начало ледохода в акватории реки от Татарки до Усть-Ишима ожидается с 16 по 20 апреля, что на 1-4 дня раньше нормы.

«Ежегодно в начальный навигационный период казах­станской стороной предоставляется график природоохранных пропусков Шульбинского водохранилища, на основании которого можно спрогнозировать уровни воды в реке Иртыш на российской территории и в зависимости от этого планируется работа флота, - отметил Константин Жулин. - В этом году снегозапасы в Казахстане оставляют желать лучшего, поэтому водности ждать не приходится. Для нивелирования угрозы маловодности будет задействован дно­углубительный флот».

   
   
Флот Омского речного порта. Фото: Омский речной порт

Наводнение отменяется

О гидрометеорологических условиях нынешней весны рассказала начальник Обь-­Иртышского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Наталия Криворучко.

«Высшие уровни воды на Иртыше ожидаются в основном ниже нормы; на его притоках Уй и Шиш - близкие к норме, на реках Омь и Тара - ниже нормы. В период прохождения весеннего ледохода паводкоопасные ситуации на Иртыше могут возникнуть, если будут заторы. Наиболее серьёзную опасность представляет подъём уровня воды для посёлка Затон и города Тары. Тут почти ежегодно отмечается образование заторов льда различной мощности и связанный с этим резкий рост уровня воды. Вскрытие Иртыша, начало ледохода в акватории реки от Татарки до Усть-Ишима ожидается с 16 по 20 апреля, что на 1-4 дня раньше нормы», - отметила она.