В мире многое зависит от женщины. Идеал, к которому нужно стремиться

Семья © / Анна Каткова / АиФ

Помощь в укреплении внутрисемейных отношений - одна из основных задач Союза женщин России.

   
   

О семейных ценностях и традициях, роли женщины как жены и матери корреспонденту «АиФ в Омске» рассказала председатель омского отделения Союза женщин России, директор гимназии № 26 Тамара Синичникова.

Мама - центр вселенной

Светлана Казанцева, АиФ в Омске: Тамара Геннадьевна, целями Союза женщин России являются повышение социального статуса женщин, защита материнства и детства и ответственного родительства в целом. Что в этом направлении делается в Омске?

Тамара Синичникова Фото: Из архива/ Гимназия №26

Тамара Синичникова: У нас несколько направлений работы, но самое главное из них - это программа «Крепкая семья - стабильный регион - стабильное государство». В основе всех наших проектов увеличение в регионе числа семей, здоровых, полных, крепких, материально и нравственно благополучных. Это цель, к которой нужно стремиться.

Мы работаем с разными категориями семей: многодетными, приёмными, неполными. Чаще всего к нам приходят женщины, семья которых состоит из мамы и ребёнка. Кому-то из них недостаёт общения, кто-то нуждается в душевной и моральной поддержке.

В качестве заботы и помощи семьям мы проводим различные акции. Среди значимых последних проектов хочется назвать два. Много лет подряд в Омске реализуется проект «От ситцевой до золотой» - праздник, посвящённый Всероссийскому дню семьи, любви и верности. Но это не только концерт и подарки. Главное - мы рассказываем о семейных парах, проживших вместе много лет, они делятся секретами воспитания детей и сохранения трепетных отношений. Опыт благополучных семей важен, его нужно беречь и умножать.

Ещё один очень интересный проект, который был реализован в 2018 году, - «Читающая мама - читающая семья - читающий регион - читающая страна». Сейчас общество взволновано тем, что растёт поколение «клавишных» детей, которые умеют пользоваться техникой чуть ли не до того, как начинают бегать и разговаривать. Родители восхищаются, что ребёнок знает, как включить компьютер-телефон-планшет, какой он талантливый и способный. Такие дети не всегда хотят и не любят читать. Но проблема-то не в детях, а во взрослых - малыши живут среди нечитающих родителей.

   
   

Нашей целью было возродить традиции семейного чтения, создать позитивный имидж читающей мамы, показать родителям, как можно воспитывать с помощью книг и совместного их прочтения. Психологи говорят, что именно в интонациях матери зашифрованы те символы, коды, формирующие у ребёнка базовое доверие к жизни, которые в перспективе делают его уверенным в себе и успешным в жизни.


ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ НЕ ЗАМЕНИТ НИ ОДНА СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.


Этот проект был реализован в библиотеках города и области, пяти омских школах и пяти муниципальных районах - Павлоградском, Любинском, Азовском, Омском и Седельниковском. Он всех участников очаровал настолько, что в омское отделение Союза женщин посыпались предложения пролонгировать его.

Мы создали памятку для родителей о том, как приобщать детей к книгам, и составили рекомендательные списки детской литературы, провели громкие чтения, по их результатам были выбраны лучшие читающие мамы. Также организовали конкурс на лучший рисунок к любимой книге и на интересную фотографию, как мамы читают вместе с детьми, подготовили видеоролики о семейных чтениях. По номинациям конкурса были подведены итоги - 35 мам получили благодарственные письма и подарки, среди которых то, что помогает каким-то образом объединить семью: чайный сервиз, плед, чайник, скатерть и, конечно, книги.

- Если сравнить роль женщины в семье 100 лет назад и сейчас, разница очевидна. Со­временная женщина зачастую является главой семьи, успешно совмещает карьеру и воспитание детей.

- Совершенно верно. В этом плане интересным получился проект «Всё от женщины на свете», где мы чествовали женщин из самых разных семей - неполных, приёмных, а также полных семей, но где женщина является, по существу, главой.

Проект «Всё от женщины на свете» имел большой успех. Мы приглашали женщин, которые успешно совмещают профессиональную и общественную деятельность, матерей-одиночек. Все они делились опытом воспитания детей, а также опытом формирования гражданских, нравственных ценностей и традиций в их семьях.

Для многих женщин это было значимо, особенно для тех, кто, живя в сельской глубинке, в одиночку растит детей. На селе обычно таких осуждают. И когда на сцену выходили женщины, воспитавшие прекрасных детей без мужа, для сельчан это было целым событием, разрушением стереотипов. И женщины были благодарны, что им больше не надо стесняться, что им даже говорят слова признательности и выражают уважение за хорошее воспитание детей.

Добровольчество в тренде

- Союз женщин России - общественная организация, члены которой занимаются общественно полезной деятельностью. Можно ли назвать вас добровольцами?

- По сути, все, кто участвует в общественной жизни и занимается общественно полезной деятельностью, добровольцы. И тимуровское движение, которое когда-то существовало, тоже добровольчество, только называлось иначе. И слава богу, что у нас есть свои традиции и корни этого движения.

Так что говорю с гордостью: все наши женщины - настоящие добровольцы. Они безвозмездно работают с ветеранами, детьми, семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Кто-то занимается благоустройством улиц, кто-то ухаживает за брошенными могилами, обучает пенсионеров работе на компьютере, активно помогает детскому саду.

Успешной была акция «Помоги сельской школе». Накануне Дня знаний мы собрали для сельских школьных библиотек художественную литературу, канцелярские принадлежности, закупили комплекты книг и бытовые мелочи, призванные создать атмосферу уюта и тепла. Всё это вручили не лучшим и образцовым школьным библиотекам, а самым отдалённым и обделённым. Зачастую школьная библиотека в деревне, где нет даже клуба, является единственным информационным и культурным центром, и библиотекари собирают вокруг себя ребятишек, стараются как-то их объединить, просветить. Не везде же есть Интернет… Я считаю, что живое общение не заменит ни одна технология.

Современное сообщество,  где сильно потребительское начало, очень нуждается в женщинах, которые могут поделиться своим теплом, энергией.

Работа в тандеме

- Какова роль школы в укреплении семейных ценностей? Можно ли согласиться с мнением, что современная школа сейчас оказывает образовательные услуги, а воспитание переложено на плечи родителей?

- Настоящие школы никогда не отказывались от воспитательной миссии, потому что учителя понимают: обучение без воспитания - это не образование. В школе воспитывает всё: содержание урочной и внеурочной деятельности, стиль общения педагогов и учеников,  внешний вид, состояние учебного кабинета. Это и составляет воспитательную систему. Важно, чтобы эта система работала, чтобы школьные мероприятия были не для галочки, а становились событиями, побывав на которых ребёнок чувствует приращение в своей духовной сфере, что-то меняется в его самосознании, отношении к близким, к собственной семье. Как правило, успешно это выходит у педагогов, которые активно взаимодействуют с родителями своего классного коллектива. Среди них много интересных людей. Случается, что по-другому начинают воспринимать ребёнка одноклассники после того, как его мама или папа пришли на классный час и рассказали о себе: чем занимаются, какую это приносит пользу городу, государству, семье в конце концов. Учитель должен это видеть и направлять в нужное русло.

Необходимо поддерживать контакты с семьями, потому что лучше матери и отца ребёнка не знает никто. Но сейчас приходится часто слышать от родителей: «Я работаю». Позвольте, все работают, и наши родители работали. И не аргумент, что раньше было всё по-другому: иные ценности, все были одинаковыми и пр. Один поэт сказал: «Времена не выбирают. В них живут и умирают». И в наше время нужно достойно жить. Не только оберегать детей, так как от всего уберечь невозможно, но идти с ребёнком вместе, знать, чем он живёт, что его волнует и беспокоит на сегодняшний день.

Досье
Тамара СИНИЧНИКОВА. Родилась в Сахалинской области. В 1974 году окончила Омский государственный педагогический институт им. А. М. Горького по специальности «русский язык и литература». С 1987 года - директор гимназии № 26. Заслуженный учитель РФ, награждена медалью «За заслуги в просвещении». С 2000 года - председатель омского отделения общественной организации «Союз женщин России». Член трёх созывов Общественной палаты Омской области. Член Общественного совета при УМВД России по Омской области.

Смотрите также: