Современные школьники могут сделать первые шаги в программировании, создать видеоигры и изучить основы кибербезопасности, не выходя за пределы класса.
В омской гимназии № 147 третий год подряд проходят занятия в рамках образовательной программы «Урок цифры». Правда, по словам директора учреждения Ирины Викторовны Кунициной, в подобной форме урока ребята участвуют впервые.
«Урок цифры как открытое занятие для нас проходит впервые. До этого ребята с 1 по 6 класс занимались дома самостоятельно, а с 7 по 11 - на уроках информатики», - рассказала директор гимназии.
Знаю - не знаю
Для шестиклассников урок цифры по разработке искусственного интеллекта (ИИ) стал первым очным занятием в цикле образовательных программ. Гимназисты рассуждали о технологиях, которые облегчат труд учителя, помогут делать домашние задания и развивать общество. Во время дискуссии обсудили профессии, связанные с разработкой и обучением ИИ, например, тестировщик и разработчик. Урок затронул среду онтоинженерии, или «инженерии знаний». Специалисты занимаются разработкой искусственного интеллекта.
Во второй части урока дети пересели за компьютеры, где продолжили занятие в мини-группах. Яркие и простые программы в игровой форме помогли понять азы работы ИИ и компьютерных алгоритмов. За партами велось бурное обсуждение с переменой интонаций от «Мы сделали всё правильно» до «Это ты не туда нажал». С каждым новым аркадным заданием уровень сложности повышался, вместе с этим эффективнее обучался искусственный интеллект, созданный детьми.
На первый взгляд школьники собирали головоломки, которые никак не соотносятся с работой ИИ. Однако на элементарных примерах они научились создавать алгоритмы задач, загружать данные и на их основе обучать программу. Урок цифры помог увереннее обращаться с компьютером и открыл новые перспективы в выборе будущей профессии.
Ученики 6 «А» класса Артур Пархоменко и Арсений Соловьёв признались, что урок цифры вдохновил их на дальнейшее изучение компьютерных технологий.
«Я задумывался над своей профессией, но ещё точно не определился. Наверное, свяжу её с информатикой, стану программистом или тестировщиком. А урок цифры дал начальный опыт», - рассказал Артур.
Сосед по парте поддержал слова своего одноклассника.
«У нас ещё нет информатики, но на уроке цифры мы уже изучили алгоритмы и системы данных. А искусственный интеллект может помочь в домашке, диктовать на уроке. У учителя будет больше свободного времени на нас, учеников», - поведал Арсений.
Всё лучшее - детям
Урок цифры стартовал по всей стране с началом учебного года. С 27 сентября по 10 октября школьники знакомились с работой искусственного интеллекта и его ролью в образовании. За три года с начала запуска проекта миллионы детей по всей стране смогли поработать над новыми программами, написать код, изучить алгоритмы движения беспилотного транспорта и понять устройство голосовых помощников. Это стало возможным благодаря региональному проекту «Кадры для цифровой экономики» в рамках нацпроекта «Цифровая экономика РФ». Приоритетная задача проекта - найти и поддержать талантливых людей, которые затем станут высококвалифицированными специалистами в цифровой экономике. Партнёрами образовательного проекта выступили гиганты российского IT-рынка: «Яндекс», фирма «1С», «Лаборатория Касперского», Mail.ru Group и «Академия искусственного интеллекта Сбербанка».
«Урок цифры» - уникальный федеральный проект с интересной и, порой, неожиданной подачей материала, - рассказала замминистра образования Омской области Лариса Николаевна Жукова. - К этому проекту привлекли очень интересных и креативных людей. Уроки рассчитаны на начальную, основную и среднюю школу. Популярность урока цифры в Омской области говорит о том, что детям интересно».
Минобразования уже два года закупает оборудование для школ всего региона: передвижные доски (так называемый компьютер на колёсах), ноутбуки. Образовательные учреждения, при поддержке минпрома, подключаются к широкополосному интернету - в 2021-2022 годах интернет будет в каждой школе. Это стало возможным благодаря федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» (ЦОС).
«В 2021 году мы попали в проект ЦОС, и в рамках этого проекта поступает оборудование для занятий: интерактивные доски, камеры, новые компьютеры», - отметила директор омского лицея № 147.