Травля как закалка характера? В обществе участились случаи жестокости

Екатерина Саенко / АиФ

Люди стали активно жаловаться в соцсетях на агрессивное поведение себе подобных. Как оказалось, от проявлений агрессии не застрахован никто.

   
   

Дети проявляют жестокость по отношению к сверстникам, родителям и другим взрослым; однако представители старшего поколения также часто провоцируют конфликтные ситуации и занимаются психологическим третированием.

Активнее стали разговоры, что система школьного образования ничего не может противопоставить этому вызову. С другой стороны, многие должностные лица утверждают, что не происходит ничего страшного. Так всё же есть буллинг или нет, и как ему противостоять?

Вечная проблема

По статистике, пятая часть школьников подвергается травле, а каждый четвёртый ученик является агрессором, почти 90% детей так или иначе сталкиваются с травлей в школах.

«Буллинг» в переводе с английского - хулиган, драчун. Хулиганы и драчуны в школах были всегда - вспомните фильм «Чучело», снятый в 80-е годы. Буллинг уже тогда существовал, только не назывался красивым иностранным словом.

Так вышло, что обязанность по сглаживанию буллинговых ситуаций легла на плечи школьных педагогов и инспекций по делам несовершеннолетних, хотя буллинг - это ответственность не только педагогов, но и общества в целом.

Как рассказала директор гимназии № 26 Тамара Синичникова, проблема детской и подростковой жестокости существовала всегда. И говорить, что этого раньше не было или  сейчас стало много, неправомерно.

   
   

«Всегда кто-то утверждался за счёт успехов в учёбе, спортивных достижений, побед в конкурсах, олимпиадах. Но есть дети, которые не отличаются ни интеллектуальными способностями, ни учебными возможностями, именно они пытаются самоутвердиться в своих возрастных группах с помощью физического или психологического давления. Такие проявления должны пресекаться», - пояснила Тамара Синичникова.

Если подростковая агрессия была всегда, почему эта проблема именно сейчас стала наиболее актуальной? По мнению специалистов, современные дети потеряли ресурс психо­логической стойкости, им нечего противопоставить хулиганскому поведению. Как результат - подключение к конфликту третьих лиц и вынос его за пределы локальной группы.

«Буллинг бывает чаще всего в определённых местах, и не всегда это место - школа. Причин усиления агрессивного поведения много. В целом культ насилия, который льётся сегодня с экранов ТВ, из Интернета, оказывает большое влияние на подрастающее поколение, - рассказала доцент кафедры педагогики и психологии общего и специального образования института развития образования Омской области Татьяна Бородавкина. - Современное поколение утратило ту стойкость, которая была раньше, порог стрессо- и жизнеустойчивости у детей снижен. Слишком много вредных факторов: биологических, социальных, семейных».


Буллинговые ситуации сейчас сильно помолодели, причина - дети копируют модель поведения своих родителей.


По словам специалиста, педагоги всегда реагировали на возникающие ситуации травли, но сегодня фокус буллинга несколько сместился - появился кибербуллинг, который проходит в соцсетях, и пресечь его педагоги не могут. Но также нужно понимать, что иногда ситуацию буллинга запускает сам учитель - это происходит не специально, когда он выражает недовольство в отношении неуспешности ребёнка. Здесь нужно педагогам быть очень внимательными. В то же время нельзя закрывать глаза и на буллинг в отношении учителей. Об этом не говорят, но это есть.

По методике Макаренко

Мы живём в агрессивной медиасреде, а дети, как губки, моментально всё впитывают и реагируют. Интернет предоставляет большие возможности агрессорам анонимно и безнаказанно оказывать влияние на другого человека. Это может быть в форме распространения каких-то порочащих слухов, фото- и видеоматериалов.

«Сейчас подростки много времени уделяют соцсетям, и задача каждого взрослого - родителей, педагогов - контролировать, с кем общается ребёнок, каковы уровень и содержание этого общения, - подчеркнула Синичникова. - Что касается школы, у неё разработан инструментарий для противодействия травле: в каждом образовательном учреждении есть социальные педагоги, психологи, созданы службы медиации из сверстников, конфликтные комиссии. Главная задача жертвы буллинга - не держать в себе переживания, а вовремя обратиться со своей проблемой».

Кто же ответственен за проявление агрессии у детей и подростков? По мнению депутата Омского городского совета Алексея Сокина, за то, что ребёнок ведёт себя неправильно, нужно возлагать ответственность на семью, а не на образовательное учреждение, потому что именно семья для ребёнка является первым и главным источником знаний о мире, формирует траекторию движения по жизни. Интернет - ещё один источник информации, который оказывает серьёзное влияние на ребёнка, формирует его поведение и мировоззрение. К сожалению, он бесконтролен и зачастую оказывает негативное влияние на людей, не имеющих против него интеллектуального и психологического иммунитета.

Но это не значит, что от травли невозможно защититься. Известный советский педагог Макаренко, и не только он, доказал, что агрессия начинает проявляться тогда, когда дети ничем не заняты. Лучший способ профилактики травли - создать большое общее дело и его развивать. Дети должны быть заняты правильными, гуманистически направленными видами деятельности: клубы по интересам, спортивные секции, социальные проекты - и тогда буллинг просто не появится.

Кстати
Япония - одна из лидирующих стран по уровню образования согласно международным исследованиям PISA, PEARLS и TIMSS. Здесь за качественное образование ведётся настоящая борьба: в сильных школах царит ожесточённая конкуренция, у японских детей очень короткие каникулы и огромные домашние задания. И здесь же известны случаи, когда дети кончали жизнь самоубийством из-за жестокой травли со стороны сверстников. Многие японцы открыто высказывают мнения о том, что травля - это школа жизни, которая закаляет, заставляет учеников справляться с собой и становиться сильнее. В японском министерстве образования работает совет по борьбе с издевательствами, и его деятельность направлена в основном на взрослых. От педагогов требуется максимум внимания по отношению к каждому обращению, от психологов - забота о психоэмоциональном состоянии детей, от родителей и опекунов - тесное сотрудничество с государственной системой.

Инструментарий есть

«Обращений по поводу конфликтных ситуаций очень мало - 0,4%. Школьная система по борьбе с буллингом работает эффективно, - считает уполномоченный по правам ребёнка при губернаторе Омской области Елизавета Стёпкина. - Регулярно проводятся родительские собрания на различные темы, начиная с жестокого обращения с детьми и заканчивая суицидальным поведением. Не только учителя разрабатывают содержание собраний, этим ещё занимается институт развития образования Омской области, в котором сотрудники продумывают правильность преподнесения материала. 
В каждой школе создана служба медиации, сотрудники которой владеют формами и методами разрешения конфликтных ситуаций. Также в школах существуют конфликтные комиссии, которые разбирают всевозможные споры между учащимися, учителями, родителями. Созданы психологические службы. В школах есть всё для того, чтобы пресекать буллинг».

Комплексная проблема

«Никто никогда не проводит мониторинг комфортности условий обучения детей в школах, поэтому никто не знает объективной картины. Да, проявления агрессии есть, и надо эту проблему решать. Если читать форумы в Сети, создаётся впечатление тотальной травли каждого второго. Педагоги, в свою очередь, отрицают существование проблемы буллинга. Так давайте всё-таки решим, есть проблема или нет. По данным ВЦИОМ, 90% детей недовольны условиями в образовательных организациях, они не хотят ходить в школу.

Ещё один вопрос касается работы с детьми. Здесь тоже есть информационный вакуум. При возникновении ситуации травли многие родители не знают, куда им обращаться, в какие инстанции. Проблема буллинга комплексная, и решать её нужно комплексно», - считает член Общественного совета при уполномоченном при президенте России по правам ребёнка Сюзанна Егинян.