«Своя территория». Как театр помогает в воспитании подростков

После просмотра спектакля было бурное обсуждение. © / Северный драматический театр имени М. Ульянова

В Омском регионе стартовал пилотный проект «Культурно-образовательная среда «Своя территория», направленный на формирование жизнестойкости у подростков. Его разработал Северный драматический театр имени М.А. Ульянова, что в Таре. В репертуаре театра появились три специальных спектакля: «Наташина мечта», «Немножко осени. Октябрь», «Убийца», которые вызывают сильные эмоции и учат умению справляться с трудностями, преобразуя их в фактор личностного роста, уверенности в своих силах, выбору социально приемлемых моделей поведения.

   
   

Проект рассчитан на молодёжь от 14 до 19 лет. Это не только проблемные подростки, но и дети из благополучных семей. И это правильно, поскольку проблемы у них всех одинаковые, они не зависят от уровня достатка в семье и места проживания.

Как всё начиналось

Проект полостью был сформирован в 2019 году, но зародился он в 2015-м. Как рассказал директор Северного театра Анжей Неупокоев, всё началось с простой постановки спектакля «Наташина мечта» о различных видах подростковой влюблённости.

«Пришла в голову идея пригласить для просмотра этого спектакля и обсуждения не только подростков, но и психологов. Мы так и сделали, – поделился Неупокоев. – И не ожидали, что обсуждение произведёт ошеломляющий эффект: ребята, как правило, замкнутые в себе, начнут общаться, высказывать своё мнение, обсуждать темы, которые их беспокоят. После этого было поставлено ещё два спектакля: «Немножко осени. Октябрь», «Убийца». Не все они имеют счастливый финал, при просмотре многие зрители не могли сдержать слёз».

Как оказалось, детям сложно делиться своими бедами, они не знают, что, оказывается, можно попросить помощи у взрослых, и молча страдают. Диалоговая площадка помогла им раскрыться.

Что именно происходит во время обсуждения? По мнению Анжея Неупокоева, здесь крайне важна роль психолога-модератора. Психологи, ведут обсуждение, помогая детям понять проблемы, четко сформулировать их и выработать алгоритм выхода из похожей ситуации.

«Наша задача – сформировать у подростков алгоритмы благополучного выхода из сложных ситуаций, чтобы они при необходимости могли воспользоваться ими, а не ударяться в панику и не бросаться из крайности в крайность», – подчеркнул Неупокоев.

   
   

Диалоговой площадки в театре для ребят оказалось мало, и они продолжали обсуждать в спектаклях проблемы в школе на переменах.

Друг, а не мозгоправ

Такова уж подростковая психология, что молодёжь лучше воспринимает советы не специалистов, а друзей. А если друзья сами, что называется, «с приветом»? По словам психолога Городского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ларисы Воробьёвой, главная цель модератора проекта дать ребёнку опыт побед, потому что он не всегда получает его дома.

«Психологи, помимо того, что ведут диалоговую площадку, ещё и тестируют её участников, определяют уровень жизнестойкости ребят. Во время обсуждения вводятся такие формы социальной профилактики, как тренинги общения, квесты, лаборатории и пр. В конце снова проводится диагностика, чтобы был виден результат», – поделилась Лариса Воробьёва.

К слову, никто из ребят не пожалел, что попал на «Свою территорию», и многие из них захотели продолжения. К проекту захотели присоединиться школы из других районов и Омска. Для этого в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского были разработаны методические рекомендации для социальных педагогов и психологов по сопровождению проекта и подготовлены 400 психологов. Театр сделал видеоверсии спектаклей для новых участников. Но прежде чем дети увидят постановки, психологи проводятт работу с родителями: им показывают видеозаписи спектаклей и проводят обсуждение. К слову, не все родители соглашаются на участие своих детей. Также были отказы и у психологов. Как считает Воробьёва, не все готовы говорить о подростковых проблемах.

Проект будет иметь продолжение. Во-первых, пополнится новыми постановками. Пьесы будут написаны профессиональными драматургами на основе сочинений подростков, прошедших проект «Своя территория». Так что у ребят есть шанс стать соавторами. Второе, молодые люди могут стать волонтёрами и помогать вместе с психологами подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, или организовать свой социальный театр и ставить пьесы на темы, интересующие молодёжь.