Летом 1864 года по Московско-Сибирскому тракту через населённые пункты современной территории Омской области по пути на каторгу проследовал Николай Гаврилович Чернышевский – русский литературный критик, революционер-демократ, публицист и писатель.
«Яркий светоч науки опальной»
Чернышевский задал самый главный российский вопрос «Что делать?» и попытался на него ответить. Для современников это было программой действия - героям подражали. В советское время его роман входил в курс общеобразовательных программ, и даже школьникам давали наизусть учить один из снов Веры Павловны.
Чернышевского изрядно не любило царское правительство, но обожало революционно настроенное общество, его даже пытались освободить, причём весьма авантюрным способом – переодевшись в жандармское одеяние. Про него студенты сочиняли песни, называя Николая Гавриловича не иначе как «яркий светоч науки опальной», который «угасает в далёкой якутской тайге».
Влияние на умы тот имел колоссальное, он давал всей своей жизнью и литературными трудами, как сказали бы сейчас, мастер-класс по личностному росту.
В ХХI веке о нём почти не вспоминают, разве что в юбилейные даты. 2024-й год стал как раз таким поводом: 160 лет назад Чернышевского отправили на каторгу в Сибирь. Архивные документы проливают свет на то, как его в секретном порядке в сопровождении двух жандармов везли по Московско-сибирскому тракту.
Как писал в своём исследовании в 1934 году советский архивист Вениамин Вегман, по пути были предприняты меры, чтобы тот не мог ни с кем встречаться.
«Везли строго секретно, чтобы избежать на остановках демонстративных встреч, которые революционно настроенная молодёжь несомненно устроила бы, если бы только она была осведомлена о дне прибытия Чернышевского. Зато к встрече готовились на местах царские сатрапы», - писал Вегман.
Железной дороги не существовало; то, что его за 16 дней доставили на перекладных до Тобольска, говорит - надолго он нигде не задерживался. В Тобольске он пробыл восемь дней, а уже в Томске только полтора часа, и так далее по тракту.
По Омской области Чернышевский под конвоем проехал через сёла Знаменское, Бутаково, г. Тару, Такмык, Артын, Копьёво (Муромцевский район Омской области). После изнурительной тяжёлой дороги 2 июля 1864 года писателя доставили в Иркутск и уже совершенно больным 3 августа – на Нерчинские рудники.
Покинуть Сибирь Чернышевскому было разрешено только в 1883 году.
Сын священника
Родился Николай Гаврилович 12 июля 1828 года в Саратове в семье священника Гаврилы Чернышевского. Фамилия была производной от села Чернышово Чембарского уезда Пензенской губернии, откуда тот был родом. Мальчик с детства страдал сильнейшей близорукостью.
Он много читал, в доме была богатейшая библиотека. В 1836 году поступил в Саратовское духовно-приходское училище, но по сути был на домашнем образовании. После училища он поступил в семинарию, потом в духовную академию.
В 1846 году Чернышевский поступает на историко-филологическое отделение философского факультета университета в Санкт-Петербурге. Подрабатывает репетитором, увлекается славянскими древностями – работает над словарем Ипатьевской летописи. Интересовался журнальной работой, в 1847 году появилась его первая публикация.
В 1848 году в Европе вспыхнули революции, Чернышевский внимательно следил за всем происходящим. В России обсуждать публично всё это было запрещено, Николай 1 издал манифест, в котором провозглашал, что не допустит угрозы смуты. За страной тогда надзирало Третье отделение, которым руководил Бенкендорф.
Чернышевский, кстати, общался с петрашевцами, почти вступил в кружок, но тот был разгромлен. В 1850 году он закончил университет, устроился преподавателем в кадетский корпус в Петербурге, а потом перевёлся Саратовскую гимназию. Ученики его ценили за неформальный подход, а вот администрацию пугало вольнодумство. По городу поползли слухи, что он проповедует революцию.
В 1853 году встретил будущую жену Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Стал сотрудничать с журналами «Отечественные записки» и «Современник», параллельно писал диссертацию на тему «Соотношение искусства и жизни», Чернышевского утвердили в степени магистра русской словесности.
Путь на Мытнинскую площадь
1861 год императором Александром II оглашается манифест об отмене крепостного права, в России начинаются волнения. Появляется первое тайное революционное общество «Земля и воля». Чернышевский не входит в его состав, но точно является его вдохновителем.
7 июля 1862 года Чернышевский был арестован и помещён в одиночную камеру под стражу в Алексеевский равелин Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелатели поклон». В советское время авторство считалось точно установленным, сейчас это отрицают. Как бы то ни было, воззвание оказалось в руках провокатора Всеволода Костомарова.
Вениамин Вегман писал: «Чтобы уличить Чернышевского в ряде ложно возводимых на него преступлений, охранники прибегли к помощи провокаторов. Так заключённому в крепость Всеволоду Костомарову правительство обещало, что выпустит его на волю, если он окажет некую услугу в деле Чернышевского. Он сфабриковал два документа и передал их начальнику Третьего отделения Потапову».
Николая Гавриловича считали подстрекателем к крестьянскому восстанию против царизма. Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вёл упорную борьбу, протестуя против незаконных действий следственной комиссии, он объявил голодовку – это было впервые в практике тюремных властей. Она продолжалась девять дней.
Удивительно, но именно в Петропавловке он и написал свой роман «Что делать?» И ещё удивительнее,что рукопись сначала пропускает следственная комиссия, так как её там изучали только в политическом отношении. Не найдя ничего относящегося к следствию, передали роман в редакцию журнала «Современник». Цензор не смел задерживать то, что уже проверено комиссией.
В Петропавловской крепости Чернышевский написал не только «Что делать?», но ещё «Повести в повести», «Алферьева», 30 рассказов и «Автобиографию».
В феврале 1864 года Чернышевского приговорили к каторге на рудниках на 14 лет с лишением всех прав и состояния, а потом к пожизненному поселению в Сибири. Царь милостиво сократил срок на 7 лет.
Процедура гражданской казни состоялась 19 мая на Мытнинской площади, писателя возвели на эшафот, поставив его на колени, обнажили голову. На грудь повесили табличку с надписью «государственный преступник». Потом зачитали приговор, сломали над его головой шпагу. Дальше процедура предусматривала прикрепление его к столбу цепями.
Предвосхищая героя
В Сибири он пробыл до 1883 года, почти 20 лет. Кстати, ему предлагали подать прошение о помиловании, но он отказался. Побывал за это время и в Нерчинске, Александровском Заводе в Вилюйске.
В европейской части он смог поселиться только в Астрахани, пять лет там прожил и в 1889 году был переведён в свой родной Саратов. Но прожил недолго, заболел малярией и умер в возрасте 61 года.
Сочинения Чернышевского были в царской России под запретом, но его читали. Персонаж романа «Что делать?» Рахметов был культовым, потом таких как он стало всё больше и больше. Он послужил образцом и повлиял на сложившийся в 1870-е годы тип личности героя из «Народной воли» – революционера -террориста.
И этот тот случай, когда писателю удалось чутко уловить общественные настроения и предвосхитить человеческий тип, которые входил в моду, и ему массово подражали.
На литературные недостатки романа никто из революционно настроенных не обращал внимания, тогда как писательское сообщество его ругало. Однако роман в ту эпоху никто и не воспринимал как художественное чтиво - а как произведение, которое имеет общественный резонанс.