20 ноября в Омской области произошёл настоящий транспортный коллапс - кровеносная система пассажирского сообщения оказалась практически парализованной.
В итоге два дня (ещё и 21 ноября) на омском автовокзале было пустынно, как и на автостанциях в районах области: припаркованных автобусов было не видно. Зато наблюдались толпы недовольных пассажиров. Несколько сотен человек просидели на омском автовокзале почти целый день и отчаялись уехать в населённые пункты по всему региону. Всего в регионе без транспортного обеспечения осталось, по предварительным оценкам, около 20 тысяч человек!
Долгожданная неожиданность
То, о чём специалисты предупреждали ещё летом, намекая на растущие долги за поставку топлива, произошло, по всей видимости, «неожиданно», как снег в декабре.
Дезорганизованный министр промышленности и транспорта Александр Докучаев пытался вставлять реплики и даже отвечать на вопросы руководителя Прииртышья, однако явно не преуспел в этом вопросе. Во всяком случае, слова Докучаева вряд ли могли возыметь хоть какой-то позитивный эффект.
«Сложная ситуация складывалась давно. Предприятие планово-убыточное. В настоящее время по налогам и сборам задолженность составляет 108 млн руб., по топливу за сентябрь и октябрь - 36 млн руб. С учётом того, что решения не принимались длительное время, такая ситуация рано или поздно должна была произойти».
«Министерство ждало, что у нас встанет весь автотранспорт и мы оставим людей на улице»? - не поверил своим ушам Бурков.
Преступное ЧП
«То ЧП, которое произошло в области, - преступно, вина полностью лежит на министерстве. Хотелось бы верить, что это халатность, а не умышленные действия сотрудников министерства», - продолжал бушевать Александр Бурков.
Суть подозрений губернатора заключается в том, что руководство предприятия, залезшего в долги, собиралось обсудить возможность признания организации банкротом. Что полностью исключило бы участие компании в конкурсах на перевозки. По существу, вся отрасль уже с нового года при попустительстве минпрома осталась бы в распоряжении частников.
В результате были приняты решения, которые, по идее, должны помочь разрешению острой ситуации. Во-первых, на место министра ищут опытного руководителя. Во-вторых, рассматривается вопрос оптимизации маршрутной сети во избежание существующей ситуации, когда один и тот же маршрут обслуживает и частник, и областное предприятие. Причём первый умудряется зарабатывать, а второе ездит в убыток.
Губернатор настаивает, что в новой конфигурации маршрутной сети должны быть учтены интересы области, а не отдельно взятого частника, который выбирает себе только «сладкие» маршруты, а неэффективные скидывает на региональное предприятие.
По существу, перед чиновниками сейчас стоит задача, похожая на ту, которую ранее решил департамент транспорта Омска, но, учитывая масштабы региона, на более сложном уровне. В-третьих, на текущее затыкание дыр из бюджета области предприятию будут выделены деньги на возврат хотя бы самых острых долгов по налогам и за топливо.