Министр остался на остановке. Губернатор назвал неэффективным «Облтранс»

Люди остались на остановках. © / Александра Горбунова / АиФ

20 ноября в Омской области произошёл настоящий транспортный коллапс - кровеносная система пассажирского сообщения оказалась практически парализованной.

   
   

Из-за долгов за топливо и по налогам и сборам остановило работу областное АО «Омскоблавтотранс».

В итоге два дня (ещё и 21 ноября) на омском автовокзале было пустынно, как и на авто­станциях в районах области: припаркованных автобусов было не видно. Зато наблюдались толпы недовольных пассажиров. Несколько сотен человек просидели на омском автовокзале почти целый день и отчаялись уехать в населённые пункты по всему региону. Всего в регионе без транспортного обеспечения осталось, по предварительным оценкам, около 20 тысяч человек!

Долгожданная неожиданность

То, о чём специалисты предупреждали ещё летом, намекая на растущие долги за поставку топлива, произошло, по всей видимости, «неожиданно», как снег в декабре.

«На прошлой неделе у нас была чрезвычайная ситуация. В зимнее время люди не должны стоять вдоль дорог на остановках в ожидании автобуса, которого нет, - чеканя каждое слово и бросая грозные взгляды в сторону министра промышленности и транспорта, отметил врио губернатора Омской области Александр Бурков. - Ведомство ещё в октябре получило уведомления о долгах предприятия по налогам и сборам. Более того, министр заранее знал, что 20 ноября заблокируют топливные карты. Это исходит из письма руководителя «Омскоблавтотранса» в адрес поставщика услуг, когда он 1 ноября просит дать отсрочку до 20 числа! Но министр не информировал ни губернатора, ни правительство. Хотя ещё 18-го числа мы с ним встречались в кабинете заседаний правительства. Он понимал, что в понедельник не будет топлива и автобусы встанут, но в субботу молчал».

Дезорганизованный министр промышленности и транспорта Александр Докучаев пытался вставлять реплики и даже отвечать на вопросы руководителя Прииртышья, однако явно не пре­успел в этом вопросе. Во всяком случае, слова Докучаева вряд ли могли возыметь хоть какой-то позитивный эффект.

«Сложная ситуация складывалась давно. Предприятие планово-убыточное. В настоящее время по налогам и сборам задолженность составляет 108 млн руб., по топливу за сентябрь и октябрь - 36 млн руб. С учётом того, что решения не принимались длительное время, такая ситуация рано или поздно должна была произойти».    
   

«Министерство ждало, что у нас встанет весь автотранспорт и мы оставим людей на улице»? - не поверил своим ушам Бурков.

Преступное ЧП

В результате по окончании заседания правительства, на котором и обсуждались варианты выхода из транспортного кризиса, министерство лишилось сразу двух руководителей. В отставку были отправлены сам министр Александр Докучаев и его первый заместитель Михаил Дубровин, курирующий данную тему.

«То ЧП, которое произо­шло в области, - преступно, вина полностью лежит на министерстве. Хотелось бы верить, что это халатность, а не умышленные действия сотрудников министерства», - продолжал бушевать Александр Бурков.

Суть подозрений губернатора заключается в том, что руководство предприятия, залезшего в долги, собиралось обсудить возможность признания организации банкротом. Что полностью исключило бы участие компании в конкурсах на перевозки. По существу, вся отрасль уже с нового года при попустительстве минпрома осталась бы в распоряжении частников.

«В конце декабря должны были пройти конкурсы по маршрутам. При тех результатах финансово-хозяйственной деятельности, которые есть сейчас, вероятность допуска областного предприятия к конкурсу очень низка. А ведь это одно из крупнейших работодателей региона. Там 1200 сотрудников! Мы не можем допустить, чтобы они остались на улице», - подчеркнул губернатор.

В результате были приняты решения, которые, по идее, должны помочь разрешению острой ситуации. Во-первых, на место министра ищут опытного руководителя. Во-вторых, рассматривается вопрос оптимизации маршрутной сети во избежание существующей ситуации, когда один и тот же маршрут обслуживает и частник, и областное предприятие. Причём первый умудряется зарабатывать, а второе ездит в убыток.

Губернатор настаивает, что в новой конфигурации маршрутной сети должны быть учтены интересы области, а не отдельно взятого частника, который выбирает себе только «сладкие» маршруты, а неэффективные скидывает на региональное предприятие.

По существу, перед чиновниками сейчас стоит задача, похожая на ту, которую ранее решил департамент транспорта Омска, но, учитывая масштабы региона, на более сложном уровне. В-третьих, на текущее затыкание дыр из бюджета области предприятию будут выделены деньги на возврат хотя бы самых острых долгов по налогам и за топливо.