На руинах культуры: на реконструкцию ТЮЗа нужно 500 млн рублей

Фото Дмитрия Шарыпова

Мягко говоря, театр несколько застыл в своём советском прошлом. Если быть точнее, здание изношено до предела, однако вопрос его восстановления спровоцировал конфликт. Реконструкцию ТЮЗа хотят провести в 2014 году за счёт частных инвесторов. Понятное дело, что далеко не резиновый бюджет Омской области попросту не потянет необходимых затрат в размере 500 млн руб.

   
   

На помощь приходят частные инвесторы – это хорошая практика во многих крупных городах, в том числе и в Омске. Сейчас специалисты министерства имущественных отношений готовят концессионный договор, но мнения по поводу предстоящего ремонта у руководства театра, минкульта и минимущества разошлись. Здание ТЮЗа неожиданно превратилось в яблоко раздора.

Спасти театр

– У нас всё старое, советское, сделанное на военных заводах, – разводит руками Валентина Соколова, директор омского ТЮЗа, где на прошлой неделе и состоялась горячая дискуссия по поводу судьбы театра. – В зрительном зале ни одной батареи. По проекту были предусмотрены тепловые завесы, но они вышли из строя. Причём в морозы. Мы людей предупреждали – приводите детей одетыми. Сейчас проводим кабель…

Валентина Соколова, Виктор лапухин и Виктор соболев обсудили будущее театра. Фото Дмитрия Шарыпова

Министр культуры Виктор Лапухин парирует:

– Такой зал не нагреть, потому что калориферная система вышла из строя давно, кабель просто не принял такой нагрузки. Извините, но зал никаким кабелем не спасёшь и никогда не нагреешь. Кто гарантирует, что следующая зима будет лучше? Мы живём не на юге страны.

Несмотря на все трения, проблема очевидна и проста – ТЮЗ нужно спасать, причём в самое ближайшее время. Нашлись частные инвесторы, которые готовы протянуть руку помощи и вложить в отдельно взятый объект омской культуры 500 млн руб. Они получат земельный участок на территории театра, где, возможно, построят детский развлекательный цент и в будущем за этот счёт вернут себе затраты. На этой благой идее всё и застопорилось. Вот вам и обратная сторона монеты. Руководство театра считает недопустимым появление любых пристроек, но, увы, бизнесмены вряд ли возьмутся из чисто альтруистских побуждений поднимать ТЮЗ из руин.

Можно предположить, что театр боится конкуренции со стороны предполагаемого развлекательного комплекса, что вполне оправданно. Но! Если не принять предложение инвесторов, то театр будет обречён кочевать по другим площадкам, потому что здание ТЮЗа попросту выйдет из строя уже этой зимой! Валентина Соколова апеллирует к духовной стороне вопроса:

   
   

– Понимаете, у нас сегодня общество духовно больно. Театр – это не только развлечение.

ТЮЗ нуждается в капитальном ремонте. Фото Дмитрия Шарыпова

Миллионы омичей выросли на спектаклях ТЮЗа. Наша главная задача – не развлекать, а воспитывать. Не надо нам заниматься ни кино, ни боулингом…

По мнению министра, сегодня вся муниципальная культура нуждается в обновлении материально-технической базы, на что, по предварительным подсчётам, необходимо 6 млрд руб. Виктор Лапухин уточняет:

– Что касается ТЮЗа, то, наверное, у прежнего правительства были свои приоритеты. Но ведь Концертный зал реконструировали. Театр кукол, который разваливался, построили. Когда я переступил порог драмы, здание вообще разваливалось на восемь частей. Исправляли это четыре года. Сейчас мы хотим одного – чтобы ТЮЗ в ближайшее время был отремонтирован. Последнее техобследование показало, что вся инженерная сеть в театре в аварийном состоянии. Но в бюджете области ни 800, ни 500, ни 300 млн руб. сразу не найти. Речь идёт о частных инвесторах. Юристы пришли к выводу, что договор концессии спасает здание от того, чтобы инвестор, который вложит деньги, не забрал бы здание себе – оно после реконструкции возвращается минкульту.

Здание театра практически не обновлялось ещё с советских времён. Фото Дмитрия Шарыпова

Актёры-кочевники

В итоге реконструкции театр получит современное здание, отвечающее всем требованиям безопасности. Но коллектив боится, и вполне оправданно, кочевой жизни. Перед глазами наглядный пример «Галёрки», которая вот уже который год вынуждена выступать на разных сценических площадках города в ожидании давно обещанного прежним руководством области собственного здания.

Обратим внимание, что в ближайшее время никто с лопатами в руках не броситься перекапывать землю у ТЮЗа и в срочном порядке что-то возводить. Для начала необходимо объявить конкурс, найти концессионера и только тогда приступать к реальным действиям. Окончательные решения будут утверждаться на уровне города и области. Предстоящий сезон ТЮЗ отработает, а что будет дальше – пока неизвестно. По мнению министерства культуры, новое современное здание стоит того, чтобы на два-три года переехать на другие сценические площадки, например, в ДИ им. Малунцева или ДИ «Сибиряк». Пойдёт ли ТЮЗ на такие жертвы?

Министр культуры Виктор Лапухин ищет варианты привлечения инвесторов. Фото Дмитрия Шарыпова

Мнения

Виктор Соболев, заместитель министра имущественных отношений:

– Когда найдётся человек, который будет готов вложить в это дело миллионы, то в законодательном порядке разработают и утвердят проект. Под государственно-частным партнёрством понимается очень широкий спектр отношений между государством и частным бизнесом. Чёткого законодательного понятия нет. Сейчас речь идёт про концессию, минимущества этот вариант проработан лучше всего. Мы давно занимаемся концессиями при строительстве детских садов. Когда мы говорим, что у нас отсутствует меценат, который дал бы нам безвозмездно денег, мы имеем в виду, что любая форма вложения денег в государственное имущество каким-то образом должна быть инвестором отработана. Он тоже должен получить доход, если он не меценат. Что предлагает нам концессия? Федеральный закон достаточно подробно расписывает, каким образом концессионер получает свою выгоду. 

Если проводится реконструкция, то базовая концессия предполагает, что потом инвестор какое-то время этим объектом пользуется. То есть объект остаётся в государственной собственности или в муниципальной, отчуждения не происходит, а инвестор какое-то время им пользуется. Наша цель, чтобы в здании ТЮЗа был театр. Никаким законом не будет прописано, что здесь построят пятиэтажную пристройку, но может быть рассмотрен вопрос об увеличении объёмов реконструируемого здания. Отмечу, что закон максимально защищает обе стороны. Если инвестор скажет: да, я хочу построить пристройку, и конкурсная комиссия согласится, то пристройка будет. Ещё раз обращаю внимание: принятых решений пока нет. Мы выбрали одну из базовых видов концессий, где не переходят права собственности. После проведения реконструкции объект регистрируется сразу в собственности министерства культуры.

Станислав Дубков, директор театра кукол «Арлекин»:

– Те, кто давно живёт в Омске, знает, что было со зданием театра «Арлекин». Мы прошли огонь, воду и медные трубы. Чего нам только не предлагали, но с 1958 года по 30 декабря 2005 года жили там, где жили – в здании бывшей парикмахерской у »Голубого огонька». Мне кажется очевидным, что здание ТЮЗа больше эксплуатировать нельзя ни по каким нормам: инженерные коммуникации убиты, интерьер театра не выдерживает никакой критики. Почему вы против пристроек? Важно решить другое – что там будет? Можно взять и построить рядом реабилитационный театральный центр для детей-инвалидов. Министерство труда, я думаю, поддержит.

Смотрите также: