«Гармошки» и кафе. Регулярному автобусному движению Омска - 100 лет

Слева - автобус-ресторан, справа - автобус в Тару. © / Исторический архив Омской области

25 июня 2024 года исполняется ровно 100 лет со дня основания регулярного автобусного движения в Омске. Сейчас автобус - один из самых популярных видов общественного транспорта в Омске. Однако так было не всегда. Когда только в городе появились первые автобусы, омичи отнеслись к ним холодно - цена проезда была высокой.

   
   

Подробности в материале omsk.aif.ru.

Один из первых пассажирских автобусов в городе Омске на шасси «Лянча-Эптайота» (Италия) с кузовом московского АМО. Омск, 1926-1927 год. Фото: Исторический архив Омской области

Сначала — всего два

Первые автобусные перевозки в Омске были организованы в июне 1923 года. Тогда был всего один маршрут - от железнодорожной ветки до городского театра. Автобусы тогда появились с одной только целью - развозить людей от железнодорожного вокзала. По маршруту курсировало всего 2 автобуса - один на 9, а второй на 18 мест.

В 1924 году в Омске открывается первое пассажирское предприятие - АО «Автопромторг». 25 июня появился первый регулярный автобусный маршрут «Вокзал - городской театр - завод „Рандруп“ - Загородная роща». По нему курсировало 6 автобусов. Об этом событии сохранилась заметка в газете «Рабочий путь»:

«Автопромторг открывает пассажирское автобусное движение по линиям: „Вокзал ветка - Городской театр - завод Рандрупа (позже - „Красный пахарь“, ныне -Агрегатный завод) - Загородная роща“. Сообщение быстрое, удобное, дешёвое. Остановки автобусов по расписанию и по требованию. Автобусы идут каждые полчаса, с 7.30 до 16 часов. На местах стоянки устроены станции для ожидания. Начало движения намечено с 25 июня с. г.».

Пассажирский автобус «Австрофиат», модель 745G (Австрия). Омск, 1950 год. Фото: Исторический архив Омской области/ М.В. Горохов

5 копеек за остановку

Несмотря на заявление журналистов «Рабочего пути», дешёвым проезд в автобусах назвать сложно. За проезд платили на каждой остановке по пять копеек. Если вдруг пассажир планировал проехать из одного конца города в другой, то сумма получалась приличной. Поэтому омичи, не привыкшие к автобусам, сначала отнеслись к ним без энтузиазма.

Автобусные маршруты не имели нумерации, различались по цветам - красный, синий, зелёный. Кондуктора тоже не было - оплату принимал водитель. Он же следил, чтобы никто не ехал стоя - это было запрещено. При этом водитель ещё должен был следить за дорогой.

   
   

Главной проблемой того времени было не оживлённое движение, а качество дорог. Мощёные дороги были только в самом центре города, а обычная проезжая часть состояла из грунтовой дороги, которую летом размывало дождями, а зимой заносило снегом. Поэтому водителю нужно было внимательно следить за дорогой, чтобы не попасть в яму или не въехать в сугроб.

Ещё одним знаменательным годом в истории омского автобусного движения стал 1929. В этом году в Омск привезли 40 автобусов московского производства. Тогда уже в городе было три регулярных маршрута и один еженедельный «Омск - Боровое». Существует статистика, что в первый же год автобусами было перевезено 430 тысяч пассажиров.

Примечательно, что уже тогда в автобусах для пассажиров предусматривались две двери. В салон входили строго через последнюю дверь, выходили через первую.

Когда автобусы начали ломаться?

К 1930 году пассажиропоток возрос до двух миллионов. С годами Омск разрастался, и автобусных маршрутов становилось всё больше. Жители города полюбили этот вид транспорта.  Автобусы приобрели номера маршрутов, в них стали работать кондукторы и контролёры.

По городу ходили автобусы разного типа. Встречались старые добрые ЗИСы, курсировали «Австрофиаты». К 1950-м годам на улицах города появились автобусы ЗИЛ-158, а к 1980-м годам омичи стали ездить на легендарных ЛИАЗах. Вплоть до 90-х годов в Омске становилось всё больше автобусов.

Остановка автобусов ЗИС-155. Омская область, с. Ачаир. 1956 год. Фото: Исторический архив Омской области

Однако начиная с конца 90-х количество муниципального транспорта стало сокращаться. Нового транспорта покупали мало, имеющийся старел, выходил из строя, денег на ремонт не хватало. Кроме того, стали появляться частные маршруты.

Причём перевозчики, пользуясь пробелами в законодательстве, могли сами открыть маршрут и работать без договора с департаментом транспорта, так как штрафы за это были на тот момент незначительными. Из-за этого некоторые номера частных маршрутов дублировали номера автобусов, возникала путаница.

Автобус, оборудованный под кафе. Омск, 1990 год. Фото: Исторический архив Омской области

Легендарные «гармошки» и автобус-кафе

Автобусы-гармошки марки «Мерседес» стали настоящими символами эпохи конца 1990-х - начала «нулевых». Катание на платформе стыка двух частей кузова стало детской забавой. На каждом повороте дети буквально бежали на круглую платформу. В последний раз «гармошки» вышли на улицы города осенью 2018 года. К сегодняшнему дню трудно встретить где-то даже кузов от них — всё распилили на металлолом.

В 1980-х годах в Омске появились автобусы-кафе ЛАЗ-4969. Салон был оборудован как настоящий ресторан - кухня и столики для посетителей. В автобусе работали водитель и бармен. Всего одновременно ЛАЗ-4969 мог накормить 16 посетителей, которые размещались за четырьмя столиками. В основном автобусы-кафе работали на стройплощадках и в местах народных гуляний. Автобусы арендовало предприятие Куйбышевского треста столовых.

Современные автобусы

Сейчас в городе на маршрутной линии работает 144 троллейбуса, 97 из которых современные троллейбусы «Адмирал». Уже давно нет 44-го автобуса, 15, 84 и 85-го автобусных маршрутов. Омичи заметили, что новые автобусы приобрели цвета, как и 100 лет назад — красный, синий и зелёный. Вопрос стоимость проезда тоже остаётся актуальным — с 1 июля 2024 года он снова подорожает.