Главному дирижёру Омского камерного оркестра Григорию Веверу на XVII съезде Союза концертных организаций России вручена благодарность за большой вклад в развитие академического музыкального искусства.
Он встал за дирижёрский пульт в 2019 году, сейчас его называют талантливым пропагандистом музыки.
О специфике и сложностях своей работы, планах на сезон, грядущем юбилее Омской филармонии Вевер рассказал «АиФ в Омске».
Дело случая
Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: - Григорий Константинович, как вы стали дирижёром? И как вообще появились в Омске?
- Какой был тогда оркестр? Уровень его можете оценить?
- Прекрасный оркестр с хорошими традициями и опытными музыкантами, с потрясающим звучанием и репертуаром. Когда я приехал, был самым молодым в коллективе. Правда, это длилось недолго, но после Новосибирска резко бросилось в глаза, что оркестр был возрастным. Сейчас ситуация поменялась.
- За дирижёрский пульт встали только в Омске?
- Дирижирование началось ещё в консерватории, но я тогда был увлечён кларнетом. В Омском симфоническом главный дирижёр Дмитрий Васильев поручал иногда проводить групповые репетиции. Как-то ко мне в гости приехал мой профессор, посидел на репетиции и сказал: «Ну что ты маешься, поезжай поступать на дирижёрский факультет». Это стало для меня решающим. В 2017 году я был назначен дирижёром симфонического оркестра, в 2019-м - главным дирижёром Омского камерного оркестра.
- Кстати, вы с палочкой руководите оркестром или без?
- Иногда с палочкой, иногда выхожу без неё. Считаю это абсолютно неважным, это не имеет значения. Палочка нужна для больших коллективов, чтобы её издалека было видно и большой состав исполнителей с лёгкостью мог считывать эти движения.
От баяна до кларнета
- А как вообще стали заниматься музыкой?
- Совершенно случайно: музыкальная школа находилась в том же здании, что и средняя. Кто-то из родителей моих одноклассников спросил мою маму, записала ли она меня в музыкальную школу. И тут же меня записали. Спросили, какой инструмент я хотел бы освоить, дома был только баян, отец когда-то играл. Так что я учился в музыкалке по классу баяна. Инструмент мне не нравился, но музыкой заниматься хотелось. Посоветовали обратить внимание на духовые инструменты, ещё не поздно было начать. И я выбрал кларнет.
- Можете назвать самый продолжительный концерт, которым вы дирижировали?
- В камерном оркестре стараюсь не делать каких-то длинных концертов - устают и публика, и музыканты. Понятно: чем больше объём, тем сложнее этого добиться, а хочется, чтобы публика после концерта приходила ещё. Самый длинный, помню, был часа три, но концерты к профессиональным праздникам могут был и длиннее - когда концертные номера перемежаются с мультимедиа и награждениями.
Выезжать за пределы области
- Как вы планируете следующий сезон? Может, он будет посвящён какой-то теме?
- Он для филармонии станет юбилейным, так что будут не абонементные концерты, этому посвящённые. Сейчас мы выходим в августе, а в сентябре уже утверждаем абонементы через сезон. Зимой 2025 года они уже будут в продаже.
- Сейчас зритель привередливый, ему нужно сразу несколько источников: и видео, и аудио. Вы это учитываете?
- Публика избалована, её надо всё время удивлять. Мы играем красивую музыку, но дополняем её мультимедийными эффектами. Кому-то этот визуал помогает воспринимать музыку, кого-то он раздражает.
У нас был абонемент с историей о Ван Гоге, рассказанной в письмах и музыке. Получилась прекрасная программа. Один из концертов был посвящён шедевру русской живописи - картине «Явление Христа народу» Иванова.
«Дворцовые тайны» - программа, где ведущим инструментом стал клавесин. Мы возили его в Екатеринбург на «Безумные дни» - это такой музыкальный фестиваль, его принцип: дешёвые билеты и короткие, в одно отделение, концерты нон-стоп с утра до вечера на разных площадках. Зритель действительно может сойти с ума, чтобы везде успеть.
- А куда ещё ездили с камерным оркестром?
- Последние 30 лет Омский камерный оркестр вообще границы Омской области не пересекал. Но нам удалось ситуацию переломить. Сначала побывали на этом фестивале в Екатеринбурге. Потом ездили на фестиваль симфонических камерных оркестров в Ташкент. Выступали в Москве на площадке ВДНХ, когда презентовали Омскую область на выставке «Россия». У нас есть программа с DJ Svat, мы исполняли фрагменты из неё.
Этой зимой едем опять в Екатеринбург на гастроли по приглашению Свердловской филармонии. Пригласила нас ещё Пермь. На стадии переговоров Казахстан и снова Узбекистан.
- Перемещение симфонического оркестра, пусть и камерного, это сложная процедура?
- Камерный оркестр достаточно мобилен, нас всего 23-24 человека. Самый большой инструмент - виолончель, на него тоже покупается билет. На струнные инструменты, скрипку, смычок, требуется паспорт.
- А нельзя приехать в другой город и там взять инструменты? У принимающей стороны?
- У нас не возят инструменты только контрабасисты. Они счастливые люди. Едут лишь со смычками.
- Вы известны в Омске совсем не академической публике как аранжировщик, создавший партитуру «СимфоОбороны». Поклонники Летова стали после этого ходить в филармонию?
- Есть даже статистика: они раз послушали «Гражданскую оборону» в симфоническом исполнении и стали ходить на наши концерты постоянно. Некоторые, кстати, тогда впервые в жизни пришли в филармонию.