Омск, 14 января – АиФ-Омск. Ко Дню Российской печати о стандартах журналистской профессии, погоне за сенсациями, цензуре и партийном взыскании «АиФ в Омске» беседовал с Татьяной Шипиловой, корреспондентом одного из старейших омских изданий, лауреатом российских и региональных премий в области журналистики .
- В школьном сочинении ещё в пятом классе я написала, что буду работать в «Омской правде». Мечта моя сбылась. Я никогда не смогла бы трудиться учителем или бухгалтером, у них своя сложная работа, но моя неуспокоенность, желание поделиться услышанным, увиденным нашли применение в любимом деле.
О правде и доверии
- Как правило, первое место работы, первый коллектив много значат и многому учат. А как было у Вас?
- После окончания университета я попала в многотиражку. Работала в газете оборонного предприятия. Коллектив был замечательный, и газета эта существует до сих пор. А работа в ней научила главному принципу нашей профессии - не лгать. Корреспондент всесоюзной, областной газеты, приехав в какой-то посёлок или село, мог позволить себе слегка приукрасить действительность, зная, что уже никогда, по большому счёту, сюда не вернётся…Работая в заводской газете, я каждый день встречалась с людьми, о которых писала, и тут надо было только правду говорить, иначе бы мне перестали верить.
- Не секрет, что в СССР за каждым изданием были закреплены цензоры. Вам приходилось с ними встречаться?
- Конечно. Цензура была, безусловно. Во-первых - партийная. Ещё один цензор сидел в областном Доме печати, ему мы еженедельно возили весь номер. Доходило до смешного: раз предприятие оборонное, то цензор вычёркивал номера школ, домов, названия улиц, для того чтобы враги - американские шпионы - не могли установить местоположение завода. Это было нелепо, но, тем не менее, выходили газеты вот с такими фразами: «в одном из заводских микрорайонов» или «в одном из домов».
- Ни разу не приходилось попадать под их гнев?
- Ну как же! Как-то присутствовала на собрании, где «разбирали» мастера завода, коммуниста. Он напился во время смены, и я написала об этом статью, а уже через день меня вызвали в партком. Как на меня кричали! Обвиняли в том, что я дискредитировала образ коммуниста, решили наложить партийное взыскание. Это было серьёзно! Но спасло меня от него то, что сделать это было просто невозможно - я не член партии и никогда им не была. А потом, когда пришла перестройка и компартия перестала существовать, нашу газету «Заводские огни» просто расхватывали. Мы стали писать интересно, остро, заводчане газете очень доверяли и доверяют до сих пор. И, кстати, до сих пор в ней работают мои наставники, с которыми я по-прежнему общаюсь.
Об отношениях с властью
- Вы начинали работать на печатной машинке, сейчас компьютеры. Перестроились?
- Могу и на машинке, и на компьютере, но лучше всего пишется простой шариковой ручкой. Привычка.
- Со временем меняются стандарты в профессии?
- Журналистика изменилась, конечно. Она отличается тем, что сейчас нет цензуры. Но у каждого журналиста должно быть своё понятие, о чём он может писать, а о чём нет. Сейчас много «кусают» по мелочам, копаются в грязном белье. Я этого не приемлю. Вот пишут, например: «Нынешний губернатор съездил в село такое-то, а прежний дальше 20 километров никуда не выезжал». Да выезжал! И никому из нас не давал сидеть на месте. Я работаю в газете власти, и мы, естественно, освещали её работу. Мотались в самые отдалённые районы. А так пишет молодёжь в погоне за жареными фактами. Такого не должно быть. Не в этом предназначение журналистики. Донести правду до читателя - вот её задача. Есть правило на все времена: не знаешь - не пиши! И ещё: сейчас многие издания упиваются тем, что публикуют материалы о приезде знаменитостей. И получается, что открываешь десять газет, и в них практически одно и то же интервью. Наша газета всегда отличалась тем, что писала о простых омичах. И написать об обычном человеке интересно, чтобы это все читали, гораздо сложнее, чем о знаменитости.
О перьях, ветеринарах и бессонных ночах
- В наши дни такое обилие газет, журналов, да ещё и Интернет… Не вытеснят ли они районные издания?
- Когда-то в советские времена мне казалось, что все районные газеты одинаковы, и, скорее всего, так и было. Но сейчас всё изменилось. «Районка» - порой единственный доступный на селе печатный орган. Она должна быть очень интересной, и в большинстве случаев таковой и является. Пишут разнообразно, выходят в полноцвете.
- Вы 10 лет руководили школой молодого журналиста. А можно ли научить писать?
- Я своей целью ставила познакомить ребят с азами журналистики. У нас преподавали лучшие «перья» Омской области, преподаватели университета им. Достоевского, и они рассказывали каждый о себе, о том, как пришли в профессию, о жанрах журналистики. Этот опыт ученики 10-11 классов воспринимали очень хорошо. Я горжусь тем, что мои выпускники работают во многих СМИ. Были школьники, которые, придя в мае на последние занятия, говорили: «Журналистика - не моё». Ведь дети приходили с большим апломбом, уверенные, что раз хорошо пишут сочинения, то этого достаточно, а это не так. И сделать вовремя правильный выбор - это очень важно. А научить писать, конечно, нельзя. Можно только поправить. У нас есть журналист Виктор Гоношилов, ветеринар по образованию, - прекрасный очеркист, и это знает вся область. Есть в нашей профессии и лётчики, и инженеры, и врачи. С талантом надо родиться.
- Как бы сформулировали коротко: кто такой журналист?
- Если журналист опубликовался и любуется собой - это уже не журналист. Я пришла в «Омскую правду» в 37 лет и училась каждый день, и спасибо моим коллегам за это. И ещё, если в 18.00 кладёшь ручку и до 09.00 не думаешь о работе - ты тоже не журналист. Журналист постоянно в поиске, он всё время прокручивает в голове фразы и даже просыпается ночью с мыслью: «О, заголовок надо поменять!» Я уверена в этом. Это нормально для нашей профессии, и наши жёны и мужья страдают от того, что мы слишком преданы своей работе. Если они понимают это, то всё нормально, а если нет… Одним словом, журналист - это человек, который не принадлежит себе.
Смотрите также:
- Кристина Корлякова: Дауншифтинг по-омски или Куда приводят мечты →
- Как мы покоряли Москву →
- "Чёрный человек" →