А ведь им, брошенным детям, больше всего в жизни хочется назвать кого-нибудь мамой. Сколько мальчиков и девочек в городе мечтают о настоящей семье? Об этом и многом другом накануне Дня защиты детей «АиФ в Омске» говорил с Галиной ТЫРТЫШНОЙ, начальником отдела опеки и попечительства департамента образования.
Наперекор диагнозам
- Галина Васильевна, статистика роста усыновлённых детей в городе растёт. Отношение омичей к чужим детям изменилось в лучшую сторону?
- Процессы усыновления на самом деле сейчас идут активнее, нежели раньше. Например, за пять месяцев 2011 года у нас усыновили 29 ребятишек. И в очереди ещё 62 супружеские пары! Ну когда такое было? Радует, что граждане, которые уверенно стоят на ногах, понимают всю проблему брошенных детей и идут к нам. Их даже диагнозы малышей больше не пугают.
- То есть детей-инвалидов берут совершенно спокойно?
- Да! Раньше усыновление проблемного малыша разве что иностранцев не пугало. У нас в Омске такую перспективу даже не рассматривали. Сейчас же будущие родители едут смотреть на детей и в какой-то момент говорят: «А вот это наш ребёнок!». Не обращая внимания на сложные диагнозы.
- То, что усыновление - реальная альтернатива парам, которые не могут иметь детей, понятно. А какие мотивы воспитывать чужого ребёнка у тех, где дома и так семеро по лавкам?
- У нас вообще интересная практика. Все говорят, что раньше в стране жить лучше было, но детей почему-то усыновляли мало. Сейчас ситуация противоположная. Жить тяжело, но пары берут одного малыша, а потом и за вторым приходят. Возьмут, к примеру, девочку. А через несколько лет возвращаются за мальчиком. Говорят, что хотят полноценную семью. И когда слушаешь рассказы родителей о достижениях усыновлённых деток, о том, чему ребятишки научились, понимаешь, насколько они влюбились в детей.
- Вы говорите о супружеских парах. А если одинокая женщина хочет взять ребёнка?
- В деле усыновления, опеки или открытия приёмной семьи семейное положение роли не играет. Недавно к нам обратилась незамужняя женщина, мать троих детей, с просьбой… усыновить ещё одного. Мы спрашиваем, зачем четвёртого-то? Какие мотивы? Она сказала, что всегда мечтала о большой семье. С мужем давно развелась, дети подросли, а ей так хотелось ещё с маленькой девочкой понянчиться… Ведь почему предпочитают брать именно маленьких детей? Потому что хотят научить их хочется, говорить, даже просто элементарно покачать на руках. Пройти с ребёнком все этапы развития.
- А среди мужчин такие «усатые няни» бывают?
- Приёмных семей, где был бы один мужчина, у нас нет. Мужчины выступают только в роли опекунов. Хотя однажды к нам обратился один дедушка, который хотел… усыновить мальчика. Объяснял, что хочет с ним на рыбалку ходить. Мы отказали. Как он будет в 70 с лишним лет растить ребёнка?
Деньги или любовь?
- В России не любят афишировать усыновление. Боятся травмировать психику ребёнка? На Западе с этим никаких проблем нет…
- На Западе просто не видят в этом ничего плохо. У нас же в абсолютном большинстве случаев тайна усыновления обеспечивается. Граждане рассуждают так: зачем ребёнку знать, что его бросили, что где-то есть мать, которая его родила? Конечно, бывает, что дети случайно обо всём узнают. Однажды 16-летнему мальчику об этом рассказали соседи. Я не знаю, каким нужно быть человеком, чтобы уколоть ребёнка в самое больное место? А есть дети, которые хорошо помнят, что их бросили. Даже помнят как! Девочке было четыре года, когда мать оставила её в песочнице и ушла. И на остановках у нас ребятишек бросали…
- Галина Васильевна, какие они всё-таки, эти дети, у которых никогда не было мамы и папы?
- Они другие. Они всегда находятся в состоянии ожидания. Если дети растут в семье, у них взгляд другой, они чувствуют себя защищёнными. Пусть в детском доме их и опекают куда больше.
- Скажите, искоренить проблему оставленных детей и матерей-«кукушек» в стране реально?
- С социальной точки зрения уйти от детских домов в ближайшее время стране не получится. Только в Омске более 1000 детей нуждаются в усыновлении.
- Может, дадите совет, как полюбить и понять чужого ребёнка?
- Я всегда говорю, что для этого понадобится немного любви и терпения. И тогда даже усыновлённый ребёнок станет на вас похож. А то, что он чужой, вы и не вспомните.
Досье
Галина ТЫРТЫШНАЯ с 2004 года работает начальником отдела опеки и попечительства департамента образования. Родилась в Омске. Окончила ОмГПУ в 1980 году.
Смотрите также:
- Ох уж эти детки: 7 волшебных советов для будущих родителей →
- Жизнь для себя: В России отмечается День матери →
- Гувернер-любовник →