Хотя резкое падение двухлетней давности успешно преодолено. Рынок стабилизировался, а это уже успех для отрасли, особенно зависимой от экономической конъюнктуры.
Новый смартфон – это не товар первой необходимости. Как только наступает кризис или россияне чувствуют наступление турбулентности в экономике и реальное падение своих доходов, они отказывают себе в удовольствиях. Если отказаться от покупки гречки и картошки мало кто может, то не ходить на концерты, в кино и перестать обновлять свои гаджеты соотечественники умеют и такую стратегию практикуют.
Смартфоны – в авангарде
Хотя появление выгодных кредитных предложений на фоне резкого падения цен на устройства в прошлом году влияют на стойкость покупателей. Для многих гаджетоманов слишком уж соблазнительно звучат условия покупки новых устройств, особенно премиум-класса.
Вадим Зимин, управляющий Западно-Сибирским филиалом «Евросети», отмечает, что по результатам 2016 года все основные товарные группы показали падение в продажах, но смартфоны вышли из пике:
«Наибольшее сокращение пришлось на продажи цифровых фотоаппаратов, а рынок сотовых телефонов и смартфонов, напротив, уверенно стабилизуется благодаря росту продаж последних. Они демонстрируют положительную динамику в количественном выражении, в том числе из-за увеличения доли устройств, приобретаемых в кредит. Если в 2015 году политика банков в отношении потребительского кредитования была сдержанной, они неохотно выдавали населению заёмные средства, то в 2016 году ситуация изменилась, и количество кредитов заметно возросло.
Ретейлеры, в свою очередь, предлагают покупателям большое количество кредитных продуктов с максимальной выгодой. Люди стали чаще покупать более дорогие модели смартфонов, поэтому средняя цена на рынке выросла. Смартфон, который ещё вчера стоил на несколько тысяч дороже, стал доступен по более привлекательной цене, что позволило населению приобретать премиум-устройства. Таким образом, апрельское снижение цен 2016 года прокачало практически все сегменты, но особенно премиальные смартфоны от 20 тыс. рублей. Данная тенденция продолжится и в 2017 году».
Как говорит Екатерина Лебедева из пресс-службы Яндекс.Маркета, в целом спрос на электронику на площадке выровнялся. По-прежнему заметно влияние кризиса конца 2014 года, когда потребители, чтобы вложить деньги, успели приобрести много крупногабаритной техники.
«Что касается портативной электроники, то спрос восстановился и проявилась привычная для этого сегмента сезонность. В частности, мы видим достаточно ровный спрос на мобильные телефоны, аксессуары, умные часы и браслеты в течение года и резкий скачок интереса к ним в декабре, перед новогодними праздниками. В целом за год число заказов в категории мобильные телефоны выросло на 12%.
Умные часы и браслеты стали одним из наиболее быстрорастущих сегментов электроники в последние пару лет. За прошлый год количество заказов подобных товаров выросло на 73%. Спрос на ноутбуки также продолжает расти. Число заказов в этой категории за прошлый год выросло на 22%. Зато отмечается падение спроса на планшеты – уже постоянная тенденция на рынке. За прошлый год число заказов в этой категории снизилось на 19%», -говорит эксперт.
Смартфон является «первым экраном» и основным устройством для выхода в Интернет.
О том, что планшетники оказались тупиковой веткой эволюции носимой электроники, говорит и Дмитрий Самохин, руководитель коммерческого отдела омской сети «Izюм». Из иных тенденций сотрудник торговой сети с радостью отмечает прекращение ценовый войн на рынке, которые были характерны в среде крупнейших ритейлеров электроники и мобильных операторов, имеющих свою сеть распространения техники. В наступившем году, по всей видимости, никто не планирует демпинговать:
«В прошлом и наступившем году ценовые войны сошли на нет. Возможны локальные, ограниченные колебания и стычки, но не более того. Основным полем боя будет сегмент второго эшелона производителей».
В пресс-службе «Связного» отметили, что для всё большего количества покупателей персональной электроники смартфон является «первым экраном» и основным устройством для выхода в Интернет. Также растёт популярность носимой электроники – умных часов, трекеров и спортивных браслетов.
«Смартфоны продолжают оказывать влияние и на другие категории гаджетов. Так, например, сокращается сегмент фотоаппаратов, в основном за счёт так называемых «мыльниц». Высокое качество фото и видео, которые можно снимать на современный смартфон, позволяет клиентам не приобретать фотоаппараты. Планшетные компьютеры, в свою очередь, влияют на рынки ноутбуков и электронных книг - многие покупатели приобретают вместо ноутбука, электронной книги планшет.
Что касается поведения потребителей, то в 2017 году, с одной стороны, покупатели по-прежнему рационально подходят к выбору гаджета: ориентируются на соотношение цены и функционала. Это в том числе обусловило популярность китайских брендов ASUS, ZTE, Xiaomi, Lenovo. В то же время часть жителей Омска, уже приобретает флагманские смартфоны, а также модели высоких ценовых сегментов, продажи которых растут. Об этом говорит в частности рост средней стоимости смартфона в городе», - подчеркнули в компании.
A и B не говорить
В минувшие годы рынок в значительной степени определялся соперничеством между так называемыми А и B брендами. Первые – это всем известные марки телефонов и иных устройств, производители которых тратят много сил на рекламу и продвижение своей продукции со звучными именами. Вторые – более скромные бренды, в основном из Поднебесной или Индии, сражались за своего покупателя, предлагая на свои ноунеймовые устройства достаточно низкую цену. После падения рубля относительно мировых валют радикально низкую цену не смогли удерживать и они, а значит, и им пришлось работать с лояльностью клиентов, выбирающих устройства из низкого ценового сегмента.
Потребитель за времена экономических пертурбаций успел выучить пару-тройку почти непроизносимых на русском языке марок и совсем уж ноунеймами устройства категории B быть перестали. А значит, к ним предъявляются уже почти такие же требования, как к «большим».
«В этом году наша сеть начала расширять и наращивать обороты за счёт китайских брендов Xiaomi, Meizu. Эти бренды сложно отнести к дешёвым нонеймам. Качественная сборка, комплектация. При сопоставимых характеристиках стоят дешевле именитых А-брендов. Несомненно, известные китайские бренды будут «отъедать» часть пирога у элиты. В то же время приверженцы флагманов А-брендов, скорее всего, останутся таковыми, но произойдёт переход к среднему сегменту», - объясняет Дмитрий Самохин.
Основными драйверами развития будут продажи отдельных категорий смартфонов (устройств с поддержкой LTE, фаблетов).
«Отвечая ожиданиям потребителей, китайские компании предлагают широкий модельный ряд устройств по сравнительно доступным ценам. Стоимость китайских гаджетов часто ниже, чем у устройств с аналогичными возможностями более известных мировых производителей», - рассказали в «Связном».
Екатерина Лебедева отмечает, что цена является важным, но не единственным фактором при покупке товара. В частности, пользователи Интернет-площадки редко выбирают самое дешёвое предложение магазинов, а больше склоняются к покупке товара по средней цене:
«В то же время цены на многие товары за последние месяцы снижались в целом по рынку. Например, 9 из 10 самых популярных моделей смартфонов в конце 2016 года потеряли в стоимости. Так, на некоторые модели Xiaomi линейки Redmi средняя цена снизилась в пределах 5%. Однако были и более значимые колебания. Например, средняя цена Meizu M3s 16Gb снизилась на 20% с октября по январь, на столько же изменилась средняя цена Apple iPhone 7 на 32 и 128 Гб, стоимость Xiaomi Redmi Note 3 Pro 16 Гб уменьшилась на 15%. За прошедший год китайские производители серьезно изменили ландшафт на рынке смартфонов. Модели Xiaomi на протяжении многих месяцев держатся в топе интересов пользователей и успешно соперничают с моделями iPhone. Например, накануне 8 Марта модель Xiaomi Redmi 4 Pro просматривали почти в два раза чаще, чем IPhone 7 32 Гб».
Планы на семнадцатый: каждому по фаблету!
Представитель «Евросети» уверен, что в 2017 году смартфоны продолжат каннибализировать остальные смежные рынки, которые падали до кризиса и продолжают сокращаться до сих пор.
«Мы ожидаем, что в 2017 году продолжится восстановление рынка сотовых телефонов и смартфонов. Среди тенденций, на которые меньше всего влияет экономический фактор, можно отметить увеличивающуюся популярность гаджетов с поддержкой LTE, а также рост популярности смартфонов с диагональю дисплея более 5 дюймов (фаблетов), которые продолжают вытеснять планшеты», - подчеркнул Вадим Зимин.
Цена является важным, но не единственным фактором при покупке. Пользователи редко выбирают самое дешевое предложение магазинов, а больше склоняются к покупке товара по средней цене.
О фаблетах рассуждают и эксперты из «Связного», которые отмечают, что по итогам года омичи приобретут примерно такое же количество устройств, что и годом ранее. Основными драйверами развития будут продажи отдельных категорий смартфонов (устройств с поддержкой LTE, фаблетов). Продолжится процесс замещения обычных кнопочных устройств смартфонами.
«Кроме того, по нашим прогнозам, продолжится рост категории носимой персональной электроники – «умных» часов, спортивных браслетов и фитнес-трекеров, которые расширяют функции смартфонов, а также выступают как самостоятельные устройства.
Сегменты планшетных компьютеров и фотоаппаратов продолжат сокращаться. Сегмент ноутбуков стабилизируется на достигнутом в 2016 году уровне», -заявляют в пресс-службе ритейлера.
Дмитрий Самохин уверен, что ключевым моментом для покупателя при выборе устройства в текущем году, как и в прошлом, будет соотношение цена/качество. И тут у игроков второго эшелона есть возможность отыграть часть рынка не только за счёт цены, но за счёт качества и поддержки
Продажи сотовых телефонов в 2016 году (данные «Евросети»)
- В 2016 году по сравнению с 2015 годом общий рынок сотовых телефонов и смартфонов показал рост на 1% в натуральном выражении, на 22% в денежном выражении.
- Что касается средней цены мобильного устройства, то она выросла на 21% и составила 8 000 рублей.
- Доля смартфонов в общем рынке продаж телефонов в 2016 году по отношению к 2015 году выросла с 65% до 70% в натуральном выражении и в денежном - с 90% до 94%.
- - В 2016 году в натуральном выражении первое место на сибирском рынке занимают смартфоны стоимостью от 5 до 10 тысяч рублей с долей 32%. Второе – смартфоны стоимостью от 3 до 5 тысяч рублей с долей 22%, и третье – смартфоны стоимостью до 3 тысяч рублей с долей 14%.
- В денежном выражении первое место занимают смартфоны стоимостью свыше 30 тысяч рублей с долей 24%. Второе – смартфоны стоимостью от 5 до 10 тысяч рублей с долей 22%, и третье – смартфоны стоимостью от 10 до 15 тысяч рублей с долей 16%.
- В разрезе по операционным системам на рынке смартфонов в 2016 году по-прежнему лидирует Android, его доля составляет 90% в натуральном выражении, в денежном выражении – 72%.
- За 2016 год, по сравнению с 2015 годом, продажи смартфонов new-брендов выросли на 11% в натуральном выражении, на 37% в денежном. Средняя цена таких смартфонов повысилась на 23% и составляет 14 000 рублей. Продажи смартфонов old-брендов выросли на 8% в натуральном выражении, на 19% в денежном выражении, их средняя цена увеличилась на 11%, составляет 8 000 рублей.