Омское Прииртышье подарило стране немало талантливых людей - писателей, художников, актёров, спортсменов.
В плеяде известных не только в России, но и далеко за её пределами личностей выдающийся военачальник, политический деятель, уроженец Оконешниковского района Омской области Дмитрий Язов - маршал СССР. Последний, кто был удостоен этого легендарного воинского звания.
Он прошёл жизненный путь длиною в 95 лет, и большую его часть посвятил служению Родине. За его плечами Великая Отечественная война, Карибский кризис, Афганистан, ГКЧП…
Жив, пока помним
Немного перефразированные пушкинские строки «Он памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа» находят отражение в сегодняшнем времени. Земляки маршала - жители Оконешниковского района, где родился Дмитрий Тимофеевич, хранят память о нём и передают её из поколения в поколение. Об интересе к персоне Язова лучше слов говорят факты. С начала открытия туристического сезона в рамках маршрута «Маршал Язов - человек-легенда», организованного местным музеем, с историей жизни советского военачальника только в этом году ознакомилось уже около 400 человек.
«Туристический маршрут популярен не только среди жителей нашего района, приезжает много гостей из разных уголков Омской области, других регионов России и даже стран. В прошлом году с нашими экспозициями познакомился путешественник из Индонезии. Среди участников люди разных возрастов. Экскурсии проводим как групповые, так и индивидуальные, - поясняет директор Оконешниковского историко-краеведческого музея Елена Крестьяникова. - Маршрут включает в себя посещение музейной экспозиции, посвящённой Дмитрию Язову, просмотр документального фильма о нём, снятого местной киновидеостудией «Патриот», сопровождающийся чаепитием с пирогами по семейному рецепту супруги маршала, посещение парка Победы».
Прибавил год - пошёл на фронт
Дмитрий Язов появился на свет в 1924 году в деревне Лебяжье Оконешниковского района. Это уже позже деревню переименовали, и она стала носить название Язово в честь знаменитого земляка и его предков - первых переселенцев, приехавших в Сибирь около трёх веков назад. Они были пашенными крестьянами. Кто знает, может быть, Дмитрий Тимофеевич продолжил династию земледельцев, если бы в 1941-м не началась война, которая по-своему распорядилась с человеческими судьбами.
Мужчинам путь лежал на фронт. Патриотизм, юношеский максимализм и желание встать на защиту родной страны не раз приводили юного Дмитрия в военкомат, но ответ был один: «Не подходишь по возрасту. Мал ещё!» 8 ноября 1941-го ему исполнилось 17, и он снова направился в военный комиссариат. Чтобы не получить очередной отказ, решил схитрить - приписал себе год. И уловка сработала. С тех пор во всех документах годом рождения Язова стал 1923-й, а сельский мальчишка вступил в ряды Красной армии.
В июле 1942-го после завершения обучения в Московском Краснознамённом пехотном училище им. Верховного Совета РСФСР его отправили на Волховский фронт. Спустя месяц на Невском пятачке в битве за Ленинград он прошёл свой первый боевой экзамен. Вражеская пуля не пощадила молодого бойца, дебютный бой закончился ранением и контузией, а спустя год при прорыве блокады Ленинграда Дмитрий был ранен вторично. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, Язов был награждён орденом Красной Звезды. Победу встретил в звании капитана в Латвии, участвовал в операции по освобождению Прибалтики.
«Если бы солдаты Великой Отечественной ставили личный интерес и собственную безопасность выше безопасности Отечества - мы бы не победили», - вспоминал он в одном из своих интервью.
Великая Отечественная война закончилась, но Язов уже тогда решил - посвятит себя военной службе. Проходившая в то время в Вооружённых силах Советского Союза реорганизация не давала расслабиться ни на минуту - боевые сборы, тактические и стратегические учения, политподготовка…Только в 1953 году он смог получить аттестат о среднем общем образовании, тогда же успешно сдал экзамены в военную академию им. Фрунзе и окончил её с золотой медалью.
На грани мира и войны
А в 1962 году Язов опять оказывается на передовой. Он становится непосредственным участником Карибского кризиса. Нашему земляку было поручено секретно на гражданских кораблях перебазировать на Кубу мотострелковый полк, бойцы которого вместе с солдатами Острова свободы должны были дать отпор американцам в случае их нападения. Своими воспоминаниями о том периоде Язов делится в книге «Удары судьбы». По его словам, было ощущение, что на пороге третья мировая война: «Кризис был, пожалуй, самым острым и опасным эпизодом холодной войны, когда советско-американские взаимоотношения достигли критической черты. Стороны стояли на грани всеобщей ракетно-ядерной войны, а Куба оказалась в самом эпицентре тех событий».
Командир полка и все «язовцы» были готовы к сражению, хотя и надеялись на мирный исход противостояния двух великих держав. Советская армия стала своего рода военной академией для кубинских офицеров. Цель была одна - отодвинуть американскую угрозу от берегов Кубы, и она была с честью выполнена. За грамотно проведённую операцию Язов получил очередную заслуженную награду - орден Красного Знамени и повышение в звании до полковника.
С 1980 по 1984 год Дмитрий Тимофеевич командовал войсками Среднеазиатского военного округа. Участвовал в военных действиях в Афганистане. А в 1987-м стал министром обороны СССР. Это произошло неожиданно, после скандала, когда прямо возле Кремля приземлился немецкий лётчик-любитель, тем самым нарушив государственную границу. Тогда всё прежнее военное руководство было отправлено в отставку.
Спустя три года президент СССР Михаил Горбачёв перевёл Язова на высшую военную ступень, присвоив ему звание маршала. Надо отметить, что Дмитрий Тимофеевич несмотря на это не поддерживал политику руководителя страны, считая, что она ведёт к развалу государства. Был недоволен и состоянием армии: число военных уменьшалось, советские войска были выведены из ряда зарубежных стран, сокращалось вооружение, в том числе ядерное.
Верен своим идеалам
Деятельность в должности главы оборонного ведомства оборвалась в 1991 году во время августовского путча. Позиция Язова во время ГКЧП до сих пор в обществе воспринимается неоднозначно: одни считают его защитником Родины, другие называют изменником. Напомним, по приказу министра обороны в Москву ввели танки, и он же принял решение не открывать огонь по митингующим. По словам Дмитрия Тимофеевича, встать на сторону Государственного комитета по чрезвычайному положению его заставило чувство долга, а не желание развалить СССР, как тогда писали многие СМИ.
После путча Язова арестовали, обвинив в измене Родине. Отсидев в тюрьме полтора года, в 1994 году он попал под амнистию. Нелегко ему пришлось после «Матросской тишины» и развала страны, но трудности не могут сломить человека с сильным характером и твёрдыми убеждениями. Военное дело, а точнее - дело всей своей жизни он не оставил: был главным военным советником Минобороны, советником-консультантом начальника академии Генштаба. В последние годы жизни принимал активное участие в ветеранском движении, занимался военно-патриотическим воспитанием молодёжи новой России.
Он ушёл из жизни в 95 лет от тяжёлой болезни 25 февраля 2020 г., а вместе с ним умерла и целая эпоха. За три недели до смерти Язов получил свою последнюю награду - орден «За заслуги перед Отечеством».
«Мне посчастливилось побывать в гостях у нашего замечательного земляка в составе делегации представителей Омской региональной общественной организации возрождения казахских традиций «Путь Чокана» накануне его 90-летия, познакомиться лично с легендарным человеком, - рассказывает жительница р. п. Оконешниково Евгения Нурпиисова. - С первых минут общения в его словах чувствовалась глубина любви к Отечеству, малой родине, к семье, к нам - землякам. И известные строки из его стихотворения «…министром был и человеком…» открывают всю его суть. Он не кичился своими званиями, достижениями, а вёл себя в нашем кругу как старый добрый друг. У него была феноменальная память. Запросто цитировал русских и зарубежных классиков и сам писал стихи, прозу. Это удивительная судьба удивительного человека, которой когда-нибудь наверняка заинтересуются писатели-романисты».