Сейчас Ленинская горка, а могла быть Пушкинской. История памятников Омска

У памятника Ленину любят проводить митинги не только коммунисты. © / Екатерина Саенко / АиФ

В историко-краеведческом музее презентовали новое издание. Автором книжки «Монументальная история Омска: загадки и новые открытия» стал директор культучреждения, доктор исторических наук Пётр Вибе. В ней рассказывается о первых городских памятниках, а также о проектах несостоявшихся памятников; о монументах, воздвигнутых и снесённых в советский и постсоветский периоды.

   
   

Памятник установлен, но не открыт

Одной из загадок в монументальной истории Омска стал памятник Александру II. В своё время императору по всей Руси бросились устанавливать монументы – ещё бы, царь-освободитель и реформатор. В 1910 году в честь хорошей даты – 50-летия отмены крепостного права – городские власти решили возвести парадную скульптуру в честь Александра Николаевича, но не успели. Вновь к этому вопросу вернулись в 1916 году, когда Омск праздновал 200-летие.

Хотели установить памятник у здания судебных установлений (нынешнее здание Законодательного Собрания Омской области), в 1914 году при закладке было определено и место для постамента. Но был ли он там – историки считают это загадкой, поскольку нет тому подтверждения. В газетах об этом нет ни строчки, хотя много писалось о подготовке, называлась стоимость проекта. Анонсировали и открытие, но на этом и всё.

Неутомимые историки обнаружили некоторые документы, касающиеся памятника. Например, в руках исследователей оказался материал из центрального военно-морского музея. Аэрофотосъёмка Омска велась Белой армией адмирала Колчака. На снимках 1919 года видно, что памятника у дома судебных установлений нет. Хотя судьбу его немного удалось проследить по воспоминаниям коренных омичей. Сергей Голошубин, сын знаменитого краеведа, священника Иоанна Голошубина, писал в 1960-х гг о своём детстве. Оно пришлось на время Гражданской войны.

«Голошубин писал, что после ухода колчаковцев из Омска перед зданием судебных установлений стоял сарай, сколоченный из досок с двускатной крышей. В середине сарая возвышался на пьедестале памятник Александру II,- рассказывает автор книги, директор историко-краеведческого музея Пётр Вибе. - То есть памятник был возведён, но торжественно не был открыт. Мы считаем это краеведческим открытием».

Сарай был разобран сразу, с пьедестала бронзовый памятник низвергли. Народ, как водиться, ходил на него поглазеть. Куда он делся потом – ещё одна загадка, впрочем, как и авторство скульптора. Пока считается, что им стал архитектор здания судебных установлений Василий Пруссаков. Куда делся памятник потом – неизвестно. По слухам, из него отлили скульптуру Карла Маркса. Это было бы логично, но о такой скульптуре ничего неизвестно.

Проект памятника Александру II в Омске, найденный в архиве. Фото: Омский государственный историко-краеведческий музей

Несостоявшиеся памятники

В книжке Петра Вибе, помимо утраченных памятников, есть информация о памятниках, «доживших» до наших дней с не менее загадочными судьбами, овеянные легендами и мифами. Особую часть представляет собой глава, посвящённая нескольким нереализованным проектам.

   
   

Первый из них – памятник общественному и государственному деятелю Михаилу Сперанскому. Он был автором преобразований, благодаря которым начались реформы управления Сибирью. К столетию событий и хотели возвести памятник, в архивах Омской области были обнаружен документы по этой части. К примеру, переписка чиновников. Первая мировая война свела все хлопоты на нет. Кажется, что к монументальному искусству в Омске до революции интереса было мало.

При Колчаке в Омске хотели воздвигнуть памятник Лавру Корнилову. В годовщину гибели планировалось возвести скульптуру боевого генерала у Сибирского кадетского корпуса, выпускником которого он был.

Памятник Александру Пушкину должны были установить в Омске. В предъюбилейный год, 1936-ой, по всему СССР были созданы комитеты по празднованию столетия классика. Конечно же, народ надо было ознакомить с творчеством «светоча русской поэзии», поэтому планировалось провести выставки, концерты, издать собрание сочинений и, конечно, соорудить памятные монументы. На скульптуру не оставалось времени, поэтому ограничились закладкой будущего памятника. Установить его решили на месте бывшей Ильинской церкви. К тому времени уже исчезнувшей.

В ваятели омичам был определён московский скульптор Меер Айзенштадт. Особого задания у него не было, и он творил, что называется, по наитию. Определили лишь общие параметры, например, высота его должна быть в 2,5 метра. Установить планировали в 1937-м году. Планировался общественный показ, но был сорван. Начался период изнурительной и длительной переписки с Москвой, продлившейся до войны, а после неё о Пушкине забыли. Сначала появился гипсовый Ильич на этом месте, а в 1957 году был открыт основательный памятник Ленину.

До сих пор на Ленинской горке принимают юных омичей в пионеры. Фото: АиФ/ Екатерина Саенко

К 300-летию Омска

К юбилею города Омска был заказан проект памятника, в котором умудрились совместить несколько эпох и героев. Пётра I – по его указу была отправлена экспедиция, Ивана Бухгольца – как основатель первой Омской крепости, Ивана Шпрингера – как строитель второй Омской крепости, Матвея Гагарина – первого губернатора Сибири и безымянного казака. Краеведы возмутились этому. Тем более, что совмещать в одной композиции императора Петра и Матвея Гагарина было бы нелепо. Сибирский губернатор был казнён за лихоимство в присутствии царя.

Ещё более странным было желание Зураба Церетели подарить Омску скульптуру Петра I. Тогдашний губернатор Виктор Назаров посетил всемирно известного творца в его галерее искусств и тот решил предложить городу монумент своего творения. Нужно было выбрать место. Пётр Вибе предложил выбрать таким местом площадь перед историко-краеведческим музеем. ОГИК готов был взять памятник на баланс и обеспечить дальнейшую его сохранность. Со сменой губернатора об этой истории забыли.

Памятник адмиралу

Одной из самых спорных в монументальной истории Омска стала ситуация с возведением памятника адмиралу Колчаку. 22 декабря 2006 года губернатор Омской области Леонид Полежаев подписывает распоряжение «Об увековечивании памяти А.В. Колчака». В качестве обоснования авторы документа пишут: «Исторические события начала XX века в Росси связаны с именами многих политических и военных деятелей, известных обществу как творцы нового государства, итогами кровопролитной гражданской войны. Остались неизвестными или представлены врагами многие патриоты, видевшие другой путь развития России и судьбу ее народа. Одним из таких патриотов был выдающийся полярный исследователь, учёный, флотоводец, выдающийся государственный деятель Александр Васильевич Колчак. Его судьба, руководителя Белого движения России, исторически связана с городом Омском».

По задумке, памятник должен был характеризовать Колчака, как исследователя полярных широт. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Далее в распоряжении раздаются задания. Так министерству культуры Омской области велено было:

«1).Установить памятник Александру Васильевичу Колчаку в городе Омске;

2). Совместно с Администрацией города Омска в срок до 31 декабря 2006 года представить Губернатору Омской области предложения о месте размещения памятника А.В. Колчаку в городе Омске;

3).в течение 2007 года организовать мероприятия по проектированию, сооружению и установке памятника А.В. Колчаку в городе Омске;

4).осуществить финансирование мероприятий, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящего распоряжения, за счёт средств, предусмотренных сметой Министерства культуры Омской области на 2007 год.

2.Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области Е.М. Вдовина».

Памятник недешёвый, по информации Петра Вибе, его стоимость составляет 350 тысяч евро. Автором стал скульптор Михаил Ногин, ранее изваявший монумент Михаилу Врубелю. Высота – 6 м. Его оставалось только установить, но Леонид Полежаев уходит в отставку, а с такой неоднозначной акции новый глава региона Виктор Назаров не решился начать своё правление. Он предложить изучить общественное мнение. «За» установку высказалось 54% омичей, 28-ми процентам он не был нужен, 16 % затруднились ответить. В районах также был проведён опрос, там цифры разняться. 37 % были «за», 43% - «против» и 19 %затруднились с ответом. На лицо был раскол общественного мнения, поэтому памятник и не был установлен.