В начале сентября в регионе уже в 15-й раз прошёл конкурс «Семья года». Победителей выбирали в десяти номинациях: «Многодетная семья», «Молодая семья», «Династия», «Золотая семья», «Приёмная семья», «Преодоление», «Социально активная семья» и др.
В номинации «Приёмная семья» победу одержала чета Прокопьевых из деревни Липов Кут Павлоградского района, у них 16 детей - четверо родных и 12 приёмных. Эта дружная семья любит принимать у себя гостей, родственников и друзей, участвовать в спортивных мероприятиях. А ещё они любят свою малую родину и постоянно открывают для семейного отдыха новые места в своём регионе.
Неповторимая атмосфера покоя, душевного тепла, которая царит в доме, притягивает окружающих, потому что в этой семье живёт счастье. Сейчас они уже бабушка и дедушка двух внуков - путёвку в жизнь Александр Иванович и Галина Семёновна дали троим родным сыновьям и дочери.
Многодетность по наследству
Наталья Виркунен, «АиФ в Омске»: Что такое счастье - у вас есть свой рецепт? Поделитесь с нашими читателями, как воспитывать такое количество детей и оставаться при этом улыбчивыми и доброжелательными?
Александр Иванович (А. И.): Счастье - это когда есть кому пожелать доброго утра, знать, что тебя ждут и есть куда спешить. «Семь Я» - звучит для нас символично, ведь наша семья действительно состоит из папы, мамы и десяти малышей, свои дети у нас уже взрослые. Главное, чтобы в семье царило взаимоуважение, было доверительное общение, атмосфера взаимной поддержки, каждый чувствовал ответственность за близких людей. Мы с супругой стараемся создать прочный фундамент для наших детей, организуя быт и отдых так, чтобы всем в доме было комфортно, тепло и уютно.
- Вы помните, как взяли своего первого ребёнка на воспитание?
Галина Семёновна (Г. С.): Наш дом никогда не пустовал: братья, сёстры, племянники жили под нашей крышей. А когда довелось приютить внучатого племянника, предложили нам в органах опеки создать полноценную приёмную семью. Поясню: Кирилла родила моя племянница, однако в силу жизненных обстоятельств не смогла его растить, и мы забрали мальчика к себе. Через девять лет мы переехали из Русско-Полянского района в Павлоградский, где органы опеки предложили взять ещё четверых детей. И так всё время берём. Всего у нас было 12 приёмных детей, двое уже выпустились.
А. И.: С тех пор и полнится большой наш дом детскими голосами! Одна из девушек - Татьяна - выросла и стала студенткой Омского физкультурного колледжа, учится на тренера, но часто нас навещает. И приёмный сын недавно покинул родные стены, работает на стройке.
Ценности всё те же
- Но вы же могли отказаться воспитывать такое количество детей, ограничиться одним-двумя. Почему пошли на то, чтобы взять больше ребятишек?
А. И.: И я, и Галина выросли в многодетных семьях, потому по-другому быть не могло. Дети нам дают здоровье и молодость, нам некогда болеть и расслабляться. Правда, возраст уже не тот - могут отказать в усыновлении или опеке, хотя мы чувствуем себя полными сил и могли бы малышей воспитывать и воспитывать.
Г. С.: Всё, что в своё время наши родители вложили в нас, мы стараемся передать детям.
- Кого воспитываете в данный период времени?
Г. С.: Двое ребят студентов, им по 16 лет. Кирилл учится на технолога, Андрей - на тракториста-машиниста. Семь школьников: Максим учится в девятом классе, Ангелина - в пятом, Мария, Вероника и Сергей - в третьем, Анатолий - во втором, Елизавета в этом году пошла в первый класс. Самому маленькому, Дмитрию, пять лет, он ходит в детский сад.
- Наверное, сложно иногда приходится с таким количеством уроков?
Г. С.: Нет, потому что все наши дети хорошо учатся, являются активными участниками культурно-досуговых, познавательных и спортивных мероприятий. Их всё время награждают грамотами, дипломами и сертификатами, которых у нас очень много. А уроки делаем всё время, это постоянный процесс, приходится решать задачи, помогать, объяснять что-то, иногда и недопонимание возникает.
- В свободное время что делаете?
А. И.: Свободного времени минимум. Ухаживаем за садом и огородом, выращиваем и собираем урожай, делаем заготовки, держим своё хозяйство, иногда ходим на рыбалку. У каждого свои обязанности, стараемся распределять по возрасту, силам и способностям. Старшие, как водится, помогают младшим.
Детская ревность
- Дети часто конфликтуют между собой?
Г. С.: Как все, бывает по-разному. Крупных ссор, конечно же, не бывает, так, по мелочи. Часто наблюдаю, что девочки проявляют небольшую такую ревность, когда по вечерам папа дома. Он много работает, я в основном с ними, поэтому требуют именно его внимания. Но, несмотря на загруженность, муж выходные всегда старается посвятить семье. В любое время года соглашается с детьми ходить в лес: зимой кататься на санках, играть в снежки, летом собирать грибы и ягоды.
- Чему самому главному вы учите детей?
Г. С.: Наверное, быть сильными в различных ситуациях и стараться решать проблемы достойно. Быть неравнодушными, добрыми, неконфликтными. Главное, чтобы дети не чувствовали себя чужими, это для нас очень важно, иначе ничего не получится.
- А было ли, чтобы новый ребёнок долго не мог влиться в ряды вашей семьи?
Г. С.: Понимаете, в истории с принятием ребёнка нет гарантий успеха. Трудности неизбежны, жизнь без них невозможна, да и без трудностей нет роста, развития, в их преодолении рождается сплочённость семьи. И если честно взглянуть на жизнь, далеко не все родные родители справляются со своими обязанностями по воспитанию детей. Был у нас период, когда долго девочка не могла нас принять, несмотря на то что в семье воспитывались её брат и сестра. Плакала, не слушалась.
- И что вы сделали, чтобы наладить ситуацию?
Г. С.: Мы постарались аккуратно с ней поговорить: мягко, но настойчиво. Подключали к этому процессу сотрудника службы опеки. Благо у нас мощная оттуда поддержка. И в итоге всё получилось. Нам удалось донести до ребёнка, насколько важно для неё самой воспитываться с единокровными родственниками в одной семье, не травмировать ни их, ни себя возвращением в государственное учреждение.
Мы говорили тогда девочке, что у неё появилась возможность расти в нормальных домашних условиях, а не в чужом коллективе. Она может почувствовать свою нужность и принадлежность кому-то, а значит, есть стимул учиться доверять, развиваться, радоваться жизни.
Он любой - наш!
- Что лучше - родная семья или приёмная?
Г. С.: Разницы нет, если адекватные родители. Просто с чужими детьми срабатывает парадокс приёмного родительства: все успехи и достижения ребёнка связываются с воспитанием приёмных родителей, а все неудачи, трудности поведения, негатив приписываются генетике. Хороший ребёнок - наш, непослушный - не наш. Но поиск виноватого - дело абсурдное. Возможно, более правильный путь - молча оказать взаимную поддержку, и всем проще и легче от этого, а не искать виноватых.
А. И.: Думаю, самое важное для приёмных родителей - научиться развиваться вместе с ребёнком, работать над собой, чтобы спокойно относиться к сложностям, к пути ребёнка в приёмную семью. И если уж взрослый решил взять ребёнка, он должен быть готов принять и его боль, страх, недоверие и изо дня в день терпеливо доказывать, что рядом. Не навязывать свои ожидания.
- Как выбираете детей в семью?
Г. С.: Ни в коем случае мы никого не выбираем, никаких критериев у нас нет. Мы просто стараемся забрать как можно раньше детей из своего же района - тех малышей, которые по разным обстоятельствам остались без попечения родителей, в сложной для ребёнка ситуации - он растерян, одинок... Жалко нам таких очень! Поэтому эти дети, я думаю, сильно отличаются от детдомовских.