О цифровом неравенстве заговорили ещё в 2000-е. Но само явление добралось до российских регионов только через 20 лет. О том, что оно из себя представляет, как сказывается на нашей повседневности и каким может стать мир с внедрением тотальной «цифры», рассказал заведующий кафедрой комплексной защиты информации радиотехнического факультета ОмГТУ Павел Ложников.
Наталья Виркунен, «АиФ в Омске»: Цифровое неравенство в нашем регионе есть? В чём оно выражается? И в какие сроки мы преодолеем цифровое неравенство?
Результаты исследования показывают, что различия в уровне цифровой грамотности между поколениями велики, однако пробелы в цифровых знаниях и навыках для всех поколений одинаковы. Это говорит о том, что освоение цифровых компетенций носит стихийный характер.
60% населения Омской области проживают в областном центре и имеют доступ к высокоскоростному подключению. Отсюда у них больше возможностей и цифрового преимущества: они имеют доступ к образовательному контенту через интернет, различным электронным услугам, онлайн-магазинам и проч. Плотность населения за городом невысокая, операторам связи экономически невыгодно строить там современные сети связи. Поэтому проникновение высокоскоростного интернета в стране повышают административным методом. Сейчас, можно сказать, идёт вторая волна интернетизации, когда имеет значение не просто факт подключения, но и скорость широкополосного доступа. И разница между городом и селом будет постоянно.
Стихийный процесс
- К чему такой ажиотаж вокруг цифровизации?
- Тот, у кого есть технологии, обладает большей конкурентоспособностью. Поэтому в стране стали обращать внимание на рост цифровой грамотности. Строятся магистральные линии связи, в том числе и в отдалённых регионах. Там, где плотность населения совсем низкая, появляются хотя бы пункты коллективного доступа в интернет на базе почтовых отделений, что позволяет тем, кто не имеет своего компьютера, обращаться к необходимым ресурсам. Что-то начинают делать и для обучения населения из числа потенциальных групп риска, хотя этот процесс идёт во многом стихийно, пока без серьёзной методической проработки.
- Материальная обеспеченность играет какую-то роль?
- Цифровое неравенство ведёт к тому, что расслоение населения по уровню качества жизни может стать огромным. Это касается разных аспектов: от налаживания социальных связей, культурного обмена, получения образования до такой насущной вещи, как поиск работы. В итоге будут появляться новые маргинальные слои, лишённые доступа в современный мир коммуникаций. Пока это касается малочисленных групп в глубинке. Но там в принципе доступность многих услуг и благ ниже, чем в городах.
Это объясняет тенденцию урбанизации не только нашей страны, но и планеты в целом. Ещё в 2009 году по всему миру в сельской местности проживало людей больше, чем в городах. Сегодня в городах проживает около 55% населения. И всё идёт к тому, что через 30 лет городского населения будет почти 70%.
Неужели мы разучимся думать?
- Любые новые технологии не приживаются, если они не приняты их целевой аудиторией. У нас такие есть - отвергнутые обществом?
- Понимаете, обществу сложно отвергнуть то, что упрощает его жизнь. Все гаджеты создаются именно с этой целью. Они вместо нас хранят и анализируют информацию. Да, иногда это не на пользу. Смотрите сами: большинство жителей мегаполисов уже не могут передвинуться из точки А в точку Б без использования навигатора, многие не в силах запомнить дорогу.
Сейчас у детей существуют проблемы с запоминанием информации, если она не подана соответствующим мультимедийным способом. У молодёжи из-за увеличения и разнообразия информационного потока возникает клиповое мышление. Они способны находиться в концентрации 10-15 минут, например, во время урока или пары в институте, дальше не воспринимают «неокрашенную» информацию.
- То есть гаджеты нас портят?
- Не сами технологии, а информационный поток, который обрушивается на современных людей. Раньше основным средством подачи новой информации были книги, газеты и журналы, что во многом привело к формированию у людей системного типа мышления. В настоящее время на первое место выходит видеоконтент.
Если у молодёжи видеоконтент доминирует над книгами, мозг привыкает фиксировать сиюминутные события. При просмотре современных фильмов мы получаем уже готовые «пережёванные» образы. Мы начинаем больше наблюдать и меньше рассуждать из-за того, что не в силах осмыслить информационное пространство. Носители клипового мышления со временем становятся неспособны к критической оценке получаемой информации.
- Мы все помним, как дистанционное образование всколыхнуло общество. Можете как педагог назвать положительные и отрицательные последствия?
- Дистанционное образование имеет ряд плюсов. К примеру, 20% наших студентов - из Казахстана, и они всё это время получали образование через интернет. В некоторых отраслях знаний на дистанте можно построить большие объёмы образовательной программы, например, для той же IT-сферы. При условии, что у студентов будет мотивация к получению знаний и самодисциплина. Но при дистанционном образовании исчезает важный элемент университетской жизни - живое общение с одногруппниками и учителями, в том числе в неформальной обстановке. Такое общение в университете приводит к появлению новых идей, команд, стартапов, научных коллективов, оно меняет судьбы людей.
Тотальный переход
- Можете предположить, что нас ждёт дальше?
Если взять такой сегмент, как производство одежды, тенденции таковы, что в скором будущем её производители будут способны сшить достаточно быстро и точно под реальные размеры вашего тела. Сейчас появляются стартапы с программным и аппаратным обеспечением, которые описывают параметрическую модель человека в 3D-скан и определяют обмеры тела человека.
- Цифровое государство, на ваш взгляд, удачный проект?
- Когда государство предоставляет услугу онлайн, появляется прозрачность. Вы можете получить эту услугу с компьютера или мобильного устройства. Я, например, пользуюсь услугами архивов из разных регионов нашей страны. Это сокращает время и издержки для нахождения нужных архивных документов. Главное - развивать проекты цифрового государства так, чтобы они были ориентированы на актуальные запросы граждан.
Научить безопасности
- Вам не кажется, что это несправедливо, когда каждый не может решать самостоятельно, по какую сторону цифрового барьера ему находиться?
- Цифровое неравенство возникает не только из-за отсутствия доступа к современным технологиям, но в том числе из-за нежелания части общества приобщаться к чему-то новому, изменять привычные устои. Во многом даже из-за мышления, образа жизни. Кто-то добровольно отказывается от прогресса, до последнего сопротивляясь ему. Здесь важно грамотно демонстрировать преимущества информационного общества, донести основы информационной безопасности в интернете.
Вообще такая дисциплина, как информационная безопасность, должна в ближайшее время появиться в школьной программе. Сегодня она даже более актуальна, чем основы безопасности жизнедеятельности. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, более 80% российских детей и подростков выходят в интернет ежедневно. При этом только 19% из них пользуются интернетом под присмотром взрослых. Уровень опасности киберсреды ежегодно возрастает.