Равных здесь нет. Как технологии и цифровое неравенство влияют на жизнь?

Для многих пользователей отключение интернета может стать настоящей трагедией. © / pixabay.com

О цифровом неравенстве заговорили ещё в 2000-е. Но само явление добралось до российских регионов только через 20 лет. О том, что оно из себя представляет, как сказывается на нашей повседневности и каким может стать мир с внедрением тотальной «цифры», рассказал заведующий кафедрой комплексной защиты информации радиотехнического факультета ОмГТУ Павел Ложников.

   
   

Наталья Виркунен, «АиФ в Омске»: Цифровое неравенство в нашем регионе есть? В чём оно выражается? И в какие сроки мы преодолеем цифровое неравенство?

Павел Ложников: Смотря что мы подразумеваем под цифровым неравенством. Период дистанционной работы показал, что в регионах страны, в том числе в Омской области, сегодня не столько остро стоит проблема локальных подключений к интернету, сколько цифровой грамотности. Мягко скажем, она неодинакова. Согласно исследованию аналитического центра НАФИ, цифровая грамотность напрямую зависит от местности проживания, профессиональной деятельности пользователя и его возраста. 27% россиян хорошо разбираются в цифровых технологиях, 67% обладают базовым уровнем цифровой грамотности, 7% - начальным. Причём уровень цифровой грамотности подростков выше.

Результаты исследования показывают, что различия в уровне цифровой грамотности между поколениями велики, однако пробелы в цифровых знаниях и навыках для всех поколений одинаковы. Это говорит о том, что освоение цифровых компетенций носит стихийный характер.

60% населения Омской области проживают в областном центре и имеют доступ к высокоскоростному подключению. Отсюда у них больше возможностей и цифрового преимущества: они имеют доступ к образовательному контенту через интернет, различным электронным услугам, онлайн-магазинам и проч. Плотность населения за городом невысокая, операторам связи экономически невыгодно строить там современные сети связи. Поэтому проникновение высокоскоростного интернета в стране повышают административным методом. Сейчас, можно сказать, идёт вторая волна интернетизации, когда имеет значение не просто факт подключения, но и скорость широкополосного доступа. И разница между городом и селом будет постоянно.

Стихийный процесс

- К чему такой ажиотаж вокруг цифровизации?

   
   

- Тот, у кого есть технологии, обладает большей конкурентоспособностью. Поэтому в стране стали обращать внимание на рост цифровой грамотности. Строятся магистральные линии связи, в том числе и в отдалённых регионах. Там, где плотность населения совсем низкая, появляются хотя бы пункты коллективного доступа в интернет на базе почтовых отделений, что позволяет тем, кто не имеет своего компьютера, обращаться к необходимым ресурсам. Что-то начинают делать и для обучения населения из числа потенциальных групп риска, хотя этот процесс идёт во многом стихийно, пока без серьёзной методической проработки.

- Материальная обеспеченность играет какую-то роль?

- Цифровое неравенство ведёт к тому, что расслоение населения по уровню качества жизни может стать огромным. Это касается разных аспектов: от налаживания социальных связей, культурного обмена, получения образования до такой насущной вещи, как поиск работы. В итоге будут появляться новые маргинальные слои, лишённые доступа в современный мир коммуникаций. Пока это касается малочисленных групп в глубинке. Но там в принципе доступность многих услуг и благ ниже, чем в городах.

Это объясняет тенденцию урбанизации не только нашей страны, но и планеты в целом. Ещё в 2009 году по всему миру в сельской местности проживало людей больше, чем в городах. Сегодня в городах проживает около 55% населения. И всё идёт к тому, что через 30 лет городского населения будет почти 70%.

Неужели мы разучимся думать?

- Любые новые технологии не приживаются, если они не приняты их целевой аудиторией. У нас такие есть - отвергнутые обществом?

- Понимаете, обществу сложно отвергнуть то, что упрощает его жизнь. Все гаджеты создаются именно с этой целью. Они вместо нас хранят и анализируют информацию. Да, иногда это не на пользу. Смотрите сами: большинство жителей мегаполисов уже не могут передвинуться из точки А в точку Б без использования навигатора, многие не в силах запомнить дорогу.

Сейчас у детей существуют проблемы с запоминанием информации, если она не подана соответствующим мультимедийным способом. У молодёжи из-за увеличения и разнообразия информационного потока возникает клиповое мышление. Они способны находиться в концентрации 10-15 минут, например, во время урока или пары в институте, дальше не воспринимают «неокрашенную» информацию.

Гаджетами нужно пользоваться с умом. Фото: pixabay.com

- То есть гаджеты нас портят?

- Не сами технологии, а информационный поток, который обрушивается на современных людей. Раньше основным средством подачи новой информации были книги, газеты и журналы, что во многом привело к формированию у людей системного типа мышления. В настоящее время на первое место выходит видеоконтент.

Когда читаешь текст, нужно напрягаться, чтобы в голове визуализировать образы, выстроить связи между нейронами в мозгу и в итоге - запомнить информацию.

Если у молодёжи видеоконтент доминирует над книгами, мозг привыкает фиксировать сиюминутные события. При просмотре современных фильмов мы получаем уже готовые «пережёванные» образы. Мы начинаем больше наблюдать и меньше рассуждать из-за того, что не в силах осмыслить информационное пространство. Носители клипового мышления со временем становятся неспособны к критической оценке получаемой информации.

- Мы все помним, как дистанционное образование всколыхнуло общество. Можете как педагог назвать положительные и отрицательные последствия?

- Дистанционное образование имеет ряд плюсов. К примеру, 20% наших студентов - из Казахстана, и они всё это время получали образование через интернет. В некоторых отраслях знаний на дистанте можно построить большие объёмы образовательной программы, например, для той же IT-сферы. При условии, что у студентов будет мотивация к получению знаний и самодисциплина. Но при дистанционном образовании исчезает важный элемент университетской жизни - живое общение с одногруппниками и учителями, в том числе в неформальной обстановке. Такое общение в университете приводит к появлению новых идей, команд, стартапов, научных коллективов, оно меняет судьбы людей.

Тотальный переход

- Можете предположить, что нас ждёт дальше?

- Всё большее количество товаров и услуг будет уходить в цифровой формат. Офлайнуслуг и традиционных магазинов будет всё меньше и меньше. Продукты и услуги, с которыми вы хорошо знакомы, будут заказываться только онлайн. Чтобы вы попробовали что-то новое, продавцы интернет-магазинов будут щедро снабжать вас пробниками новинок. И это экономически дешевле, чем содержать торговые площади и штат персонала.

Если взять такой сегмент, как производство одежды, тенденции таковы, что в скором будущем её производители будут способны сшить достаточно быстро и точно под реальные размеры вашего тела. Сейчас появляются стартапы с программным и аппаратным обеспечением, которые описывают параметрическую модель человека в 3D-скан и определяют обмеры тела человека.

- Цифровое государство, на ваш взгляд, удачный проект?

- Когда государство предоставляет услугу онлайн, появляется прозрачность. Вы можете получить эту услугу с компьютера или мобильного устройства. Я, например, пользуюсь услугами архивов из разных регионов нашей страны. Это сокращает время и издержки для нахождения нужных архивных документов. Главное - развивать проекты цифрового государства так, чтобы они были ориентированы на актуальные запросы граждан.

Научить безопасности

- Вам не кажется, что это несправедливо, когда каждый не может решать самостоятельно, по какую сторону цифрового барьера ему находиться?

- Цифровое неравенство возникает не только из-за отсутствия доступа к современным технологиям, но в том числе из-за нежелания части общества приобщаться к чему-то новому, изменять привычные устои. Во многом даже из-за мышления, образа жизни. Кто-то добровольно отказывается от прогресса, до последнего сопротивляясь ему. Здесь важно грамотно демонстрировать преимущества информационного общества, донести основы информационной безопасности в интернете.

Вообще такая дисциплина, как информационная безопасность, должна в ближайшее время появиться в школьной программе. Сегодня она даже более актуальна, чем основы безопасности жизнедеятельности. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, более 80% российских детей и подростков выходят в интернет ежедневно. При этом только 19% из них пользуются интернетом под присмотром взрослых. Уровень опасности киберсреды ежегодно возрастает.