Однофамилец советского учёного, конструктора ракетно-космических систем, живёт в Омске и так же, как тёзка, занимается конструированием. Сергей Королёв разрабатывает, изготавливает и лично отвозит «за ленточку» устройства, жизненно необходимые бойцам СВО.
Конструктор-волонтёр продемонстрировал omsk.aif.ru действующие разработки, поделился идеями изобретения новых устройств и рассказал, для чего с стабильной регулярностью бывает в зоне военных действий.
Назад пути нет
Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: Сергей, что привело вас в волонтёрские ряды?
Закупили всё необходимое и стали думать, как передать посылки в госпиталь Донецка, рассматривали разные варианты логистики, но в итоге со знакомым купили УАЗ, подремонтировали его, забили под завязку и отправились в путь.
На границе нас встретили штурмовики, отвезли на ночлег на окраину Донецка в километре от линии фронта. Были слышны звуки стрелковых боёв, постоянно где-то рядом раздавались взрывы. Ложились спать с мыслью: «Что будет, то будет». С этим уснули тогда, с этим продолжаем ездить и сегодня.
Когда побываешь там, приходит понимание, что не помогать нельзя. Когда сидел с бойцами за одним столом, спал на соседних строительных поддонах под звуки взрывов, уже не вариант развернуться и уехать навсегда. Мне многие говорят: «Ты уже поездил, хватит, пусть другие перенимают эстафету». Но тут без вариантов. Меня даже семья уже поддерживает: в первое время очень сильно переживали, а сейчас относятся к этому спокойнее.
- Что вдохновляет на дело, которое отнимает силы и время, приносит убыток вместо финансовой выгоды? Много ли желающих в этом участвовать?
- Нами движет патриотизм и энтузиазм, ощущение того, что можем изменить ситуацию. Всё, что мы делаем, это не ради самопиара или хвастовства. Мы можем поделиться идеями с каждым, кто готов взяться за это, но не на словах, а на деле. Мы хотим «зажечь» как можно больше неравнодушных людей. Нас много таких, но нужно проснуться.
Основной костяк нашей группы «Омск-Донбасс» - шесть-семь человек. Все готовы пойти в огонь и воду, на каждого можно надеяться в любой ситуации. Группа наша закрытая, случайных людей не берём.
Мы объехали всю территорию, где проходит специальная военная операция. В эту командировку угнали шесть полностью загруженных машин. В финансовом подсчёте это помощь как минимум на 10 млн руб. Проехали от Мариуполя до Славянска, доезжали до Белгорода, в госпиталь отвозили лекарства.
Цель таких поездок - выяснить потребности на линии соприкосновения, на передовой. Мы не ставим задачу привезти одежду, продукты питания и прочие вещи. Мы хотим помочь в спасении жизни бойцов, приближении победы.
Общественные сборы денег стараемся не устраивать, покупаем сами всё необходимое, только в экстренных случаях обращаемся за помощью.
- Из круга ваших родных и близких кто-нибудь служит в зоне СВО?
- У меня там только друзья, которых я обрёл в поездках. Те люди, с которыми я познакомился чуть больше года назад, для меня стали родными.
Носилки, спасающие жизни
- Расскажите о изобретениях, которые вы поставляете на передовую. Одним из первых таких устройств стали электрические носилки. Что из себя представляет это приспособление?
- Это не моё изобретение. Правильно оно называется «тактическая эвакуационная тележка электрическая». Тележку придумал военкор Андрей Филатов, но он его не запатентовал. Я доработал приспособление, учитывая пожелания бойцов, усилил некоторые детали, чтобы сделать её более живучей и надёжной.
Электроносилки состоят из двух мотор-колёс от велосипеда, имеют литые покрышки. Блок управления металлический, чтобы была защита от веток и камней. На нём есть кнопка для переключения скорости с подсветкой. Аккумуляторы съёмные, их в случае необходимости можно использовать и в других приспособлениях.
На тележку закрепляем сумку, в которой находится зарядник, гаечный ключ и ключи от аккумулятора. Курок управления лёгок в использовании. Спинка может раскладываться в полусидячее и лежачее положение.
Такие электрические носилки выдерживают груз около 200 кг. Помощь от них колоссальная. Можно перевозить раненых, боеприпасы и продукты питания.
Собрали и отправили на передовую уже 35 штук. Первые пять делал дома, потом подключил небольшие производства. Сейчас выходим на партию в 50 штук. Есть предприниматели среди знакомых, которые готовы оплатить их изготовление. Остаётся найти финансирование на покупку мотор-колёс, аккумуляторов, электроники. Сумма существенная, поэтому ищем спонсоров.
- Очень востребованы на передовой дроны. Многие волонтёры освоили технику изготовления БПЛА, вы же пошли дальше и создаёте детекторы дронов. Как работают эти устройства?
- Насыщение фронта различными дронами не даёт покоя ни бойцам на передовой, ни инженерам в тылу. Большинство детекторов показывают наличие опасности в воздухе, некоторые, как, например, известный «Булат», указывают тип БПЛА и его рабочую частоту. Очень удобен для постоянного использования в условиях боя и не требует специальных знаний и настроек.
Наше же изделие в автоматическом режиме сканирует диапазон частот и выдаёт сигнал при обнаружении излучения от дрона. Оператор переключает прибор в режим видео и видит ту же картинку, что и оператор дрона, следит, куда он летит. Этот прибор предназначен для специалистов, которые осуществляют борьбу с дронами.
Идеи рождаются на передовой
- Есть ещё какие-то разработки?
- Мы изготавливаем также противоосколочные баллистические щиты. Идея их создания родилась в штурмовом подразделении. Ребята пошли в атаку, а на них сверху посыпались сбросы с коптеров. Задумались над тем, что может спасти в подобных ситуациях, решили сделать щит. Испытали его на полигоне прямым попаданием выстрела осколочного гранатомётного (ВОГ) из автоматического гранатомёта. ВОГ полностью остался в щите.
Устройство универсальное, подгоняется под рост. Есть крепления под правую и левую руку. Компактная вещь, собирается как сумка, на нём можно переносить раненых, для этого по периметру располагаются ручки. Щит надёжно защищает от гранат, им можно прикрыться в окопе.
В эту поездку увезли 23 штуки. В среднем производство одного щита обходится в 75-80 тыс. руб. в зависимости от наполнения. Мы изготавливаем устройство из сверхвысокомолекулярного полиэтилена и арамида.
Ещё одна из разработок родилась при поездке в Бахмут в августе 2023 года. Возвращались поздно, стемнело, увидели в небе летящие огоньки метрах в трёхстах от нас. Водитель прибавил газу и полетел по разбитой дороге в полной темноте. Я не понимал, для чего такая спешка, потому что знал: мины по обочинам могут быть повсюду.
Оказывается, мы убегали от «Бабы-Яги» (украинский дрон-бомбардировщик). Когда вернулся домой, задумался над вопросом ночного вождения. Появилась идея установки на автомобили высокочувствительных камер с мониторами. В феврале уже отвезли 15 таких комплектов.
- Над чем работаете сегодня?
- Дорабатываем систему перехвата видеосигналов с дронов, также работаем над гусеничными и колёсными радиоуправляемыми шасси, сухопутными дронами.